В Сахалинском корейском культурном центре открыта выставка Ли Е Сика "Возвращение". Сахалин.Инфо
28 марта 2024 Четверг, 21:05 SAKH
16+

В Сахалинском корейском культурном центре открыта выставка Ли Е Сика "Возвращение"

Культура, Южно-Сахалинск

Выставки открываются и закрываются, а книги остаются навечно. В Сахалинском корейском культурном центре презентовали выставку "Возвращение" сахалинского фотографа Ли Е Сика, которая стала "цитатой" из его одноименного фотоальбома. В выставочном пространстве центра уместились три десятка постеров, а под обложкой книги — больше ста снимков.

На протяжении почти тридцати лет фотоработы Михаила Львовича являются "глазами" областной корейской газеты "Сэ коре синмун". Издание фотоальбома состоялось в рамках проекта "В семье единой" региональной общественной организации "Сахалинские корейцы" по гранту областного правительства и при поддержке генерального консульства Республики Кореи во Владивостоке. Тираж, изданный в прошлом году в Сеуле, поделен между Сахалином и Кореей, где ранее прошли несколько фотовыставок Ли Е Сика.

— Время быстротечно, дважды в одну реку войти нельзя, — сказала на открытии президент общественной организации "Сахалинские корейцы" Пак Сун Ок, — но на этих фотографиях время остановилось на миг. Ли Е Сик запечатлел лица и жизнь первого поколения сахалинских корейцев, которые смогли сохранить наш язык, культуру, традиции и, главное, веру в возвращение на родную землю. Из тех, кого вы увидите на его фотографиях, сегодня жив только Со Мен Дюн, первый председатель общества разделенных семей сахалинских корейцев. Во многом благодаря ему был запущен процесс репатриации. Эту выставку мы организовали в назидание молодому поколению, чтобы они всегда помнили и ценили своих дедушек и бабушек, которые, несмотря на все трудности, сделали их жизнь счастливой.

"О, я знаю, это мой сосед/соседка", — то и дело звучало на выставке. Посмотреть работы Ли Е Сика, сделавшего документальное фото высокохудожественным фактом, пришли прежде всего те люди, чьи родители пережили полувековую разлуку с родными и Кореей. Да и у самого фотографа отец в 18 лет по принудительной мобилизации попал Сахалин, работал на шахте в Вахрушеве. Всю жизнь тосковал по родине. Родители его не дождались, но своих братьев он увидел. Сейчас ему 92 года, живет в Ансане.

В 90-х пали железные стены и границы и началась репатриация первого поколения сахалинских корейцев на родину. На снимках Ли Е Сика ожили драматические моменты, когда возвращение, воссоединение с Кореей по новому кругу разлучало родных людей, резало по живому семьи и сердца. Порядки тогда в аэропорту Южно-Сахалинска были попроще, поэтому Ли Е Сик снимал, как "король", с любого ракурса. Как профессионалу было, конечно, интересно, но "лучше бы не снимать". Повторить тот страшный накал боли на проводах репатриантов уже не хотел бы. Через его внимательный объектив мы видим все те чувства, что испытывали люди: и робкую надежду, и мучительные сомнения до последней минуты, уже на взлетном поле, и слезы, слезы мужчин и женщин…

"Звездным коллегой" назвала фотографа председатель регионального отделения Союза журналистов России Любовь Касьян. Михаил Львович скромнейший и немногословный человек, сам сделавший себя мастером, чьи фотоработы в Корее, Японии и на всем постсоветском пространстве, где живут корейцы, дают представление о жизни сахалинских соотечественников. Ли Е Сик создал обширную черно-белую портретную галерею корейцев на Сахалине, которые были частью советского народа (а репатриация в его книге — только одна из тем, хотя и смыслообразующая). В этом фотоальбоме мы можем вернуться на тридцать лет назад, увидеть свою жизнь, которую захочешь — не забудешь. Бедную, зато более дружную и человечную. Жизнь, которая ушла навсегда, и только на фото остались труженики — старухи и старики с грубыми руками и морщинистыми лицами, похожими на трещины такыра. "Модели" свои Ли Е Сик знал поименно ("чтобы снять, надо хорошо знать людей, просто наскоком удачный кадр не получится"). Ловил их на рынке, дома, на праздниках и антияпонских митингах, юбилеях и поминальных церемониях. И снимал так, что мы видим не грязь на улицах и разруху "святых 90-х", но истинно национальные черты корейцев, не утерянные под спудом жизненных тягот, — мудрость и доброту, терпение и трудолюбие.

На обложку книги "Возвращение" вынесен портрет пожилой супружеской пары, который он сделал в 1993 году в аэропорту на проводах очередного рейса в Корею. Этот пронзительный снимок стал, можно сказать, фирменным знаком фотографа Ли Е Сика и символом исторической драмы разделенных корейских семей. Жена уезжает в Корею, муж остается на Сахалине, потому что здесь дети. Именно эта фотография была доминантой выставки в 2015 году в Инчхоне в музее истории миграции корейцев под названием "Песня тоски сахалинских корейцев", рассказала редактор газеты "Сэ коре синмун" Виктория Бя. Жаль, что эта выставка не появилась лет на десять раньше, посетовал художник Дю Мен Су, тогда на нее бы пришли сахалинские корейцы, для которых эта тема личная. Все так, но по большому счету фотохроника Ли Е Сика обращена в будущее — как свидетельство не только трагической судьбы народа в водовороте ХХ века, но и удивительной жизненной силы старшего поколения, его преданности родине.

…Вроде и возраст солидный, пора бы и на отдых от газетной работы, пусть уже молодежь снимает что-нибудь цветное, веселое и жизнерадостное, размышляет фотограф. Но тут же с увлечением говорит, что ищет потомков людей, которых он снимал в далеких 90-х. И если дети найдутся и отзовутся, то "Возвращение" получит продолжение.

Подписаться на новости