На сахалинском фестивале театров кукол показали спектакли из жизни насекомых и королей. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 00:43 SAKH
16+

На сахалинском фестивале театров кукол показали спектакли из жизни насекомых и королей

Культура, Южно-Сахалинск

Театр невозможен без трех составляющих — куклы, актера и зрителя. Именно этот постулат зашифрован в названии московского театра "ТриЛика". Театр сообразили на двоих в 1994 году Виктор Драгун и Елена Мартынова. Москвичи привезли спектакль в жанре "закулисная возня в театре "Жужжало", что подразумевало под собой "Мухину свадьбу" в постановке Дины Петуховой, оказавшуюся вольным переложением "Мухи-цокотухи".

Ну отчасти вольным, потому что текст, сюжет Корнея Чуковского, морально реабилитировавшего объекты учебника по энтомологии, сохранен бережно. Но ставить с серьезным лицом и глубоким почтением к классике театру "Три Лика" скучно, поэтому "Мухина свадьба" раскрылась с другой стороны — театральной. Пока ставили, много шутили и досочиняли, исходя из собственного актерского опыта, а завершив, решили от шуток не отказываться. Настольному театру "Жужжало", который явно копирует театр настоящий, под руководством директора Сороконожкина тоже не чужды скандалы, интриги и подвиги.

Коротенько, минут на тридцать, в черном кабинете актерский дуэт выписывает прелестную, искрящуюся легким смехом историю с участием рояля, денежки диаметром с тазик и надувного самовара. И тут сюжет делает крутой вираж, отдавая дань женской и актерской склочности. Примадонна-бабочка не только красавица, но и интриганка, приревновала муху к творческим успехам и пришла, затейница этакая, на день рождения с пауком в красивой коробочке. Дальше все просто — помогите! Притом что никто так и не увидел толком, что за чудище в коробке, наружу вырываются только страшные лапы и истошный визг жертв, но интрига закручена мастерски, малолетний зал волнуется и сопереживает. И не напрасно: явился герой-комарик, надавал коробочному чудищу по мордасам одной метлой, потому как у нас не Америка, оружия гражданам не положено. Муха почти в обмороке от счастья, зрители в восторге от розового свадебного лимузина — красотища… И лишь зритель постарше "догоняет", что как-то уж очень стремительно муха, потрясенная геройством комара, с ним брачуется, день рождения скоропостижно перетекает в свадьбу. Хотя в общем-то провидец Чуковский вполне предугадал современные тенденции. А все вместе легко вздыхают: уж больно симпатичны все эти глазастые многоножки, служащие искусству, и их уже не воспринимают как кухонную нечисть, несовместимую с людьми. На фестивале в Кингисеппе одна зрительница так и сказала актерам: "После вашего спектакля я полюбила тараканов". Все зависит от ракурса.

А Гродненский областной театр кукол привез "Трагедию о Макбете". На Сахалине Шекспира не ставили ни в каком виде последнюю вечность, так что фестивальный выбор был снайперским. Слух о постановке великого и ужасно знаменитого режиссера Олега Жюгжды прошел по всей Руси и дальше, зал был набит до отказа, а его фамилию зрители уже произносят без запинки. В Сахалинском театре кукол он поставил веселенькую кладбищенскую историю, "Дракула" называется. И может быть, еще что-нибудь сделает нам хорошего, слухи ходят, будем надеяться.

Режиссер и сам вышел на сцену в актерском квартете в честь Вильяма ненашего — не отдавать же никому святого. Весь мир — песочница, и люди в ней играют, ровно дети. Три ведьмы в мужском обличии и черном бархате правят балом. Белая маска грима в пол-лица не скрывает гнусных устремлений. Шотландский "век мой, зверь мой" рожден из железа и мрака. Леди Макбет (Лариса Микулич), всепоглощающим честолюбием равная мужу, любовно перебирает в руках отвратительную тварь скорпионистого вида, но с человеческим личиком. У нее единственной нет кукольного двойника, она прекрасна в цельности своих планов, вся в белом, потом красном одеянии и навсегда в черном. Ничего, кроме войны и власти, не нужно, на дворе время, когда люди на мелочи не размениваются.

Фотографии театра кукол

Люди и куклы раскручивают историю преступлений, которые тянут за собой патологию души, возвышение в короли и падение в бездну Макбета. Как всегда, Олег Жюжда оперирует неповседневными категориями — жизнь, смерть, судьба, а если любовь, то только к власти. И она не отвратительна, но соблазнительна. Но самая трогательная семейная сцена в этой кровавой бане — Макбет-кукла, суровый мужик с алыми глазами кролика-альбиноса, в какой-то момент мнется, оборачивается, тормозит: а может, не надо, не хочу я его убивать (Дункана, Банко и т.д.), человек-то хороший? Надо, Макбет, надо: леди Макбет, безжалостная и неотвратимая, дает направление повелительно указующим перстом. Все, процесс расчеловечивания начат, демоны выпущены на волю. "И рука все еще пахнет кровью. Никакие ароматы Аравии не отобьют этого запаха у этой маленькой ручки". Но сойти с ума по-человечески ей уже не позволят. Ведьма (ведьм?) Жюгжда проскользнет за спинкой ее стула с куклами-пересмешницами и снизит высокопарный пафос момента…

В финале трон опрокинут, куклы свалены жалкими тряпками на землю. Туда же бросают и песочные часы. Жизнь, страсть, власть ушла в песок гладиаторской арены. Финита ля комедия человеческого безумия. Но опять — "да здравствует король!". "Макбет" выглядит свежо и молодо. Неудивительно — его играют всего 17 лет.

Новости по теме:
Подписаться на новости