Губернатор Олег Кожемяко осветил историю отъема сахалинских денег
— Много здесь прений и попыток на этой теме поднять свой имидж, что мы видим по отдельным депутатам, — так начал свою заключительную речь губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко в финале двухчасовых дискуссий по островному бюджету-2018 в областной думе. Законопроект рассматривался 30 ноября в первом чтении.
Вероятно, имелась в виду одна из центральных тем — те самые 32 миллиарда нефтегазовых рублей, которых в 2018 году лишится сахалинский бюджет. Потому что тут же глава региона сделал переход на историю сахалинских проектов по соглашению о разделе продукции (СРП), реализуемых с 1995 года.
Цитируя материалы недавно вышедшей книги "Сахалинская гвардия", Кожемяко рассказал, что после 2000 года был расторгнут договор о разграничении полномочий, который подписали губернатор Фархутдинов и президент Ельцин в 1996 году. Одновременно прекратилось действие ряда соглашений с Правительством, заключённых на основании договоров.
— Видимо, было сильное давление центра, — констатирует Кожемяко.
В результате автоматически потерял силу договор от 1997 года по распределению доходов между Правительством РФ и администрацией области по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Это позволило Федерации уже в 2002 году оставить Сахалинской области вместо 60% лишь 20% роялти по нефти с проекта "Сахалин-2". В 2003 году доля роялти области уменьшилась до 14%, а в 2004 году — до 5%.
Положение усугубил принятый Госдумой в 2004 году закон, по которому доходы от реализации СРП подлежат зачислению в федеральный бюджет, а заключённые между Правительством и субъектом договоры теряют силу. Когда стало ясно, что область может потерять до 10 миллиардов долларов США доходов, полагавшихся ей по первоначальным документам, все начали кричать: "Караул, грабят!", — но решения были уже приняты.
Если раньше область получала 60% роялти от стоимости добытого газа, то позже пропорции были перераспределены. Теперь 100% роялти по газу и 95% по нефти идёт в федеральный бюджет. В 2007 году с ПАО "Газпром" как акционером был подписан договор, согласно которому доходы в бюджет Сахалинской области не были предусмотрены.
— Поэтому те события, о которых мы узнали, к сожалению, из прессы 28 сентября, для нас тоже были шокирующим известием, — уверяет губернатор. — После чего мы сразу же вылетели в Москву, где предприняли ряд встреч, на которых были обоснованно представлены все наши расходы и последствия от принятия таких шагов.
По его словам, отозвать уже направленный в Госдуму проект бюджета просто невозможно ("нет такого прецедента"), поэтому было принято решение подписать протокол, по которому до 50% доходов от СРП-2 направить в бюджет Сахалинской области в виде субсидий.
— Так что эти вопросы мы отстояли. С учётом тех остатков, резервов, которые у нас есть, бюджет 2018 года в общем-то сбалансирован.
Теперь, рассказал губернатор, стоит задача защитить бюджет на 2019-2020 годы. Буквально вчера он получил поручения от премьер-министра РФ Дмитрия Медведева реально оценить ситуацию с доходами области, найти адекватное замещение выпадающих доходов и внести свои предложения.
Особо остановился Олег Кожемяко на том, что мы живём в едином государстве, а не в отдельной республике, и не должны об этом забывать. Никаких катаклизмов из-за нехватки денег на Сахалине Федерация не допустит.
При этом когда область в 2015 году получила "двойной бюджет", она реально не знала, что с ним делать. Уже тогда зашёл вопрос о том, чтобы поделиться, однако деньги удалось спасти. За счёт этого регион заложил не менее 10 миллиардов в уставные капиталы сельхозпредприятий, чтобы обеспечить модернизацию до 2020 года. Около 10 миллиардов выделено на аэропорт, на приобретение самолётов. В "Горный воздух" вложено 5 миллиардов, через "Корпорацию развития" прошли 4 миллиарда на строительство паромов, в ипотечное агентство внесено 10 миллиардов на строительство жилья.
— Порядка 50 миллиардов из этих средств мы заложили на решение самых важных социальных задач, — подытожил глава области. — Построили 246 объектов, приобретали технику. Мы небывалыми объёмами шли по благоустройству, даже не успевали эти деньги "переваривать". И за 2,5 года начал меняться облик наших городов и посёлков.
Напоследок Кожемяко дал очень нелицеприятную оценку думской фракции коммунистов, — правда, не называя её прямо:
— Половину времени в думе мы тратим на ответы двум людям, которые заведомо не будут голосовать за бюджет — вы знаете, это роскошь, — считает он. — Если данная фракция никогда не голосовала за бюджет, то какой смысл тратить время? Два часа на объяснение тех или иных вопросов?
Но как именно следует поступать с "уклонистами", губернатор не объяснил. И его критика не повлияла на итоги голосования, всё равно "за" проголосовали 17 человек, "против" — шестеро, из которых минимум двое — точно не коммунисты.
Обсуждение на forum.sakh.com