Сахалинский Чехов-центр начал новогоднюю кампанию сказкой про Емелю. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 06:56 SAKH
16+

Сахалинский Чехов-центр начал новогоднюю кампанию сказкой про Емелю

Новый год, Праздники, Южно-Сахалинск

Каждый декабрь актуальным становится бородатый театральный анекдот. Звонок актеру:

— Сидоров, вас приглашают в Голливуд!

— Не могу, у меня елки!

В Чехов-центре настала горячая пора. В фойе горят синим пламенем фонарики на елке, повсюду на две недели вперед угнездились нетающие снежинки, а приличные люди-актеры прикидываются зайцами, мышками и царевичами. Подыскивая достойный сюжет в толстой книге сказок, постановочная команда Чехов-центра под руководством главного режиссера Александра Агеева остановилась на "Емеле". В процессе поиска лучшего из возможного перелистали минимум 18 вариантов сказки разных народов про героя, которому однажды свезло на рыбалке, выяснили, что какой-то из них стал предтечей пушкинской сказки про золотую рыбку. В конечном счете взяли идею Натальи Розинской и вместе с актерами, сев рядком за круглым столом, навертели "фантиков" поярче, чтобы продать публике "мораль сей басни такова". Постановочная новогодняя команда не меняется, в чести принцип коллективной актерской вольницы и музыкальный формат, песни для представления не первый год сочиняет дуэт Владимир Байдалов — Елена Бастрыгина. Праздник праздником, но какая сказка без воспитательного эффекта? Не мудрствуя лукаво, по родным мотивам Чехов-центр предложил сиквел "По щучьему велению. Год спустя", задавшись простым вопросом: какова жизнь после свадьбы, что на самом деле значит это самое — "стали они жить-поживать и добра наживать"?

Тут не все однозначно. Формально не подкопаешься: новогодние спектакли Чехов-центра сильны зрелищностью, прошло время "полторы одиноких елок на пустой сцене". Ныне, к восторгу публики, которую на мякине не проведешь, постановка пышно творится из света, видео и всяких самопальных придумок типа говорящих мухоморов-лингвистов или перелета щуки из проруби в прорубь. Стараниями главного художника Чехов-центра Кирилла Пискунова на публику обрушивается сказочное великолепие а-ля рюсс, с печкой в избе, уютным самоваром на столе и кокошником на голове, с лесом, кишащим симпатичной нечистью по заветам, кто помнит, Птушко и Роу. Если это Кащей (Артур Левченко), то он будет метаться, побрякивая костями, с яйцом по дворцу, увешанному зеленоглазыми скелетами. Баба-Яга (Мария Картамакова) будет запихивать проезжающих в котел. Хорошенькая фея (Ирина Женихова), потряхивая зелеными волосами-макаронами, тянет в болото-незамерзайку. И красотка Щука, переливаясь всеми цветами радуги, с загадочной улыбкой растворится во мгле, возможно, навевая кому-то мысли о проекте "Доступная рыба". И все на сцене непомерно окают и чавокают — от царя (Владимир Байдалов) до Емели (Илья Романов).

Но сказка, которую на голубом глазу "впаривают" доверчивой детворе эти лицедеи и оборотни, все-таки претерпела полную перезагрузку. Нынче на дворе время, когда все с удвоенной силой пристают к Деду Морозу с требованиями ("хочу лексус и еще собаку"). Так вот, театр сделал шаг вперед и как-то очень наглядно показал, к чему приводит незамысловатая человеческая мечта "чтобы у тебя все было и тебе за это ничего не было". У Емели она пугающе сбылась, и бывший бедняк, ныне мальчик-мажор, откровенно плесневеет от скуки в уютной обстановке, когда есть все, одних шуб — двадцать семь.

И тут у Емели закончился годовой абонемент на щукины услуги безвозмездно, то есть даром. Царь-папа, заезжающий запросто попрошайничать у богатого зятя, с милой непосредственностью тут же дает обратный ход: нет денег — нет родни. Любящая жена-шопоголичка (Елена Ловягова) съезжает вместе с шубами к папе. А любящая мама (Анна Антонова) засылает в лес сыночка за елкой без порубочного билета, ибо какой праздник без нее? Вот тут симпатичный рантье и бездельник, слезши с печи, получает звездный час и смысл жизни. А все благодаря тому, что лесные обитатели не только колдовству не обучены, но совершенно интеллигентно беспомощны — ни хлеб спечь, ни ключик или дудочку смастерить. К счастью, рукодельные навыки Емеля не утерял, поэтому да здравствуют рабочие профессии, а терпение и труд — наше все. И тому, как там сложится жизнь у них на честные деньги, когда халява кончилась, можно посвятить третью серию. Хотя это такая проза, если честно…

Новый год для людей — время радостного ожидания не пойми какого чуда, а для всех театров страны — момент драматический. С одной стороны, никто не покусится на святое и не позволит какому-нибудь злокозненному Гринчу украсть Новый год. С другой стороны, надо разукрасить, не повторяясь, до неузнаваемости маршрут неизбежного и традиционного путешествия от А ("Здравствуйте, дети!") до Б ("Елочка, зажгись!"). У режиссеров каждый декабрь ум за разум заходит, но — придумывают, хотя против театра в одном строю — кино 3D, Интернет и повальное нечтение. И мы еще долго, к счастью, не откажемся от старинного наследия, от архаических персонажей, которыми испытывают детей на способность фантазировать, играть и верить в небывальщину, с которой так тепло и весело. Наверно, в следующий раз возьмем три или пять разных сказок и сделаем микс, машет рукой Александр Агеев.

Фото Сергея Красноухова

Первыми зрителями "По щучьему велению" стали участники губернаторской елки — сахалинские отличники, хорошисты, добившиеся успехов в учебе, спорте, творчестве, активисты Российского движения школьников, которых поздравил губернатор области Олег Кожемяко. Знаменательно, что среди 550 юных сахалинцев впервые за пятилетнюю историю праздника были 50 ребят из Курильского района.

Напомним, что в традиционный новогодний "пакет" от театра также вошли постановка режиссера Натальи Шарковой "Волшебная ночь, или Когда оживают игрушки" и вечеринка Snow contact Владимира Байдалова, стать соучастниками которых можно до 7 января.

Новости по теме:
Подписаться на новости