Писатель Павел Санаев рассказал сахалинцам, как остаться верным своей идее. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 02:12 SAKH
16+

Писатель Павел Санаев рассказал сахалинцам, как остаться верным своей идее

Утро Родины, Культура, Южно-Сахалинск

В рамках фестиваля телевизионных сериалов "Утро Родины" на остров буквально с воздушного корабля почти на бал, которым стала сцена Сахалинского театра кукол, спустился сценарист, режиссер, актер, переводчик и писатель, автор автобиографической книги о сложном детстве "Похороните меня за плинтусом" Павел Санаев.

Зал был почти полон — пустовали лишь два последних ряда кресел. Среди пришедших на встречу мелькали и молодые лица — студенты Сахалинского колледжа искусств, — и более зрелые. В целом послушать Санаева пришла разновозрастная и довольно вдумчивая публика.

По сути, выступление гостя стало погружением в мир второй книги автора, которая вскоре должна материализоваться в трех томах, — "Хроники Раздолбая". Пока опубликована и издана только первая часть трилогии о жизни 19-летнего парня, которого все называют Раздолбаем. Второй том еще не окончен, он в активной работе. Но фрагменты из новой книги с чуть более повзрослевшим Раздолбаем автор активно "тестирует" на читателях, выступая в разных городах страны с творческими встречами.

Санаев понял, что первую часть "Хроник" почти никто не читал, поэтому знакомил пришедших с героем с нуля, перемежая рассказами о времени, в которое "внедрён" Раздолбай (речь идет о непростых 90-х), и зачитывая отрывки из произведения вслух.

Но перед этим литературный гость сериального фестиваля выступил с многословным вступлением о самой первой своей книге "Похороните меня за плинтусом", которая издавалась дважды — сначала в 1995 году дебютировала в небольшом издательстве, став его флагманом, а затем переиздана в 2007 в "АСТ", разлетевшись по стране многомиллионным тиражом.

"Плинтус", признался писатель, создавался случайно. Но сыграл довольно большую роль в становлении молодого автора.

 — В шестом классе я писал сочинение на тему: "Один день моей родины", случайно оставил листок дома на столе, и его прочитал мой отчим Ролан Быков. Он бегал по квартире и кричал: "Он идиот, он клиничекий идиот! У него косное мышление идиота!". Сочинение было составлено из советских клише, я не включал мозг, а компилировал фразы, которые от меня хотели услышать учителя, — вспомнил Санаев.

После этого случая знаменитый советский актер начал своего пасынка тренировать. Показал будущему писателю сувенир, привезенный из Сочи — черепашку, сделанную из ракушки, — и велел написать про нее материал. Школьник вывел про ракушку фельетон на две страницы. И хотя признается, что ничего в нем особенного не было, но Быкова прогресс сына обрадовал — после чтения он тоже принялся бегать по квартире, но уже с другим настроением. Дальше — больше, Санаев начал писать зарисовки, потом рассказы, вспоминать детство и вскоре стал записывать истории про бабушку, которая была замужем за известным советским актером Всеволодом Санаевым. К окончанию школы у будущего писателя Санаева накопилось 7-8 рассказов про детство.

 — Я мечтал быть фотографом, но к моменту поступления во ВГИК оказалось, что фотографировать я не умею, у меня не было этого чутья кадра. Идти на операторский было не с чем. В итоге я выбрал сценарный, куда пришел с этими рассказами, — объяснил сахалинцам Санаев.

Сделать из рассказов о советском детстве и деспотичной бабушки, окутывающей внука в облако из удушающей любви, книгу Санаева убедил все тот же отчим — Ролан Быков. В результате к концу института "в столе" у будущего писателя была готова первая книга.

 — Мне было 22 года, когда я начал оплетать отдельные рассказы в единый сюжет. Что меня мотивировало? Хотя было понятно, что издать в 90-е книгу почти невозможно, у меня было ощущение, что этот материал чего-то стоит. Преступно было его не использовать, просто похоронить в себе и ничего не сделать, — говорит Санаев, обращаясь к молодой аудитории. — Другая мотивация: доказать себе и родителям, что я чего-то стою. При дедушке, известном актере, и отчиме Ролане Быкове пойти в актерство было бы нелепо. Я выбрал другой путь, и в общем все получилось.

Несколько лет материал пролежал без дела, но неожиданно позвонил директор маленького издательства с предложением включить его повесть в серию книг. Санаев отнесся к этому скептически, но согласился. И "Похороните меня за плинтусом" вышла небольшим тиражом в 1995 году. Кстати, название для нее тоже предложил именитый отчим писателя, взяв за основу подзаголовок одной из глав.

 — Книга хоть и вышла в серии, но стала флагманом этого маленького издательства. Уже значительно позже, в 2007, ее переиздала "АСТ", и книга имела большой успех. В итоге сделали миллион копий. Но предугадать этого заранее было нельзя, но вера в материал была. Человека, который встает на путь искусства — музыки, кино или театра, — всегда обуревают сомнения. Особенно когда его друзья занимаются бизнесом или работают в банке, а ты играешь музыку в подвале. Всегда есть соблазн бросить раньше, чем это дело начнет тебе отдавать, — подытожил писатель и перешел ко второй части выступления, знакомству сахалинцев с отрывками из новой книги про Раздолбая.

На дворе 1991 год: плотина старого мира разрушилась, и пресная вода смешалась с соленой, заставив обитателей (рыб-людей), приспосабливаться к новым условиям и новым хватким "рыбам". С такой метафоры Санаев ввел в курс дела сахалинцев, не читавших первую часть "Хроник". Герой книги пытается рисовать, возможно, это дело его жизни, но рисовать из-за собственного раздолбайства не получается на том уровне, на котором он видит свое творчество. Не добавляют оптимизма родители, подталкивающие парня к выбору — или заканчивать "маяться дурью", рефлексируя на тему: "Художник я или нет" и определяться с нормальной профессией, выучить английский, чтобы переехать заграницу или, наконец, утвердиться в своем статусе и завершить работу над картиной, которую Раздолбай пишет уже год, активно прокрастинируя и откладывая доработку эскиза на энергичное потом.

В итоге, успокаивает Санаев, герой все-таки приобретает опыт доведенного до конца дела — картину он не только закончит, но и выгодно продаст, правда, случится это, конечно, во второй книге, над которой сейчас работает писатель.

 — Дальше книга исследует, что из себя представляет внутренний голос. Бог это, интуиция или просто разговор с самим собой. Поиску ответа на этот вопрос будет посвящена оставшаяся часть книги, — отметил Санаев.

Некоторых персонажей автор подсматривал в реальной жизни. Об одной такой встрече с колоритным персонажем в московском баре "Метелица" Санаев поделился с сахалинцами. По его словам, за стойкой бара он оказался рядом с состоявшимся мужчиной, слова которого легли в основу одного из "книжных" монологов. Судя по озвученному фрагменту, незнакомец извлекал из себя готовые постулаты в духе бизнес-тренеров: "С деньгами жизнь воспринимается иначе", "Жить надо хорошо", "Жизнь тем лучше, чем она насыщеннее", "Денег должно быть столько, чтобы хватало", "Хочешь быть любимцем — будь эгоистом".

 — В итоге у Раздолбая все срослось. Он нарисовал картину и продал ее — то есть, выходит, рисовал не зря. Но если предположить, что картину не купили, и меня спросили бы, стоило рисовать картину? Однозначно стоило ее рисовать. Важен не результат, а те изменения, которые происходят с человеком на пути к этому результату, — оптимистично подытожил Санаев. — Так и рыба, жившая в пресной воде, может вырастить новые плавники, подстроиться под новые условия жизни в соленой воде. Но это возможно, только если остаешься верным своей идее.

Спустя примерно 70 минут Павел Санаев перешел к ответам на вопросы. Сахалинцы вначале стеснялись общаться с писателем, но чуть позже вошли во вкус. У автора поинтересовались, как он относится к экранизации своей первой книги. По словам Санаева, к сожалению, она искажает основную идею произведения. При этом вопросов к спектаклям, которым по повести поставлено около десятка, у гостя острова нет.

 — В фильме нет даже монолога бабушки. Она очень однобокая вышла. Да, человек-монстр, он так уродливо любит, но если это забрать, человек погибает. В книге бабушка разная, а на экране вышла бубнящей. При этом режиссер не учел, что ее тяжелая любовь ей тоже доставляет боль, — высказался Санаев.

Автор книги считает, что снимать нужно было по-другому. При этом повлиять на результат он не мог. Санаев по многим причинам сам отказался режиссировать, студия, взявшаяся за съемки, взялась за срочные поиски режиссера. Его нашли, но, по словам писателя, он снял как хотел, а хотел "в жесткой, чернушной манере".

 — Есть режиссеры, которые к чужому материалу бережно относятся, уважительно, а есть те, которые по-хамски, — отметил писатель.

— Я читала "Похороните за плинтусом", мне рекомендовали ее как смешную. Но я разные чувства испытывала. В итоге книга год ходила по рукам, и некоторые знакомые признавались, что книга помогла им наладить отношения с родителями, которые были как раз в позиции вашей бабушки, — отметила благодарная сахалинка.

 — Когда книга второй раз вышла крупным тиражом, в то время уже был Интернет, — начал свой ответ Санаев. — Я получал очень много отзывов в Интернете. Оказалось, что книга работает как психотерапевтическая. Отчасти я согласен с режиссером картины — все это отпечаток тяжелой жизни, которую вели люди в 30-40-е годы. Это почти генетическая травма: то поколение не умело любить, открыться другому и постоянно ожидало подвоха. У моей бабушки была тяжелая мания преследования. Она боялась того, что на нее донесут за дореволюционный анекдот про царя. Это реальная история — она пошла сама сдаваться в КГБ. Но оттуда ее отослали на лечение. В результате ей искалечили здоровье и психику. Дальше этот человек с психологический травмой воспитывает дочь и внука. Помножьте это на миллионы людей в нашей стране и получите то, что многие узнают в этой истории свою семью.

У гостя поинтересовались, за что он благодарен своему знаменитому отчиму Ролану Быкову. "За мудрость", — коротко ответил Санаев. Именно он подталкивал и поддерживал начинающего писателя на его пути.

Спросили у автора и о том, как ему удалось написать книгу о сложном детстве с юмором. Санаев объяснил, что во многом это заслуга других писателей — Гашека и Достоевского, которые сильно на него повлияли в интонационном смысле.

Павел добавил, что пишет книги довольно долго — с момента выхода первой части "Раздолбая" прошло четыре года. При этом удовольствия от литературного процесса не получает. Для него это сложная, а порой и мучительная работа.

 — Пишу через день, день пишу, день от этого отхожу. Я бы даже предпочел снимать кино, как процесс мне это больше нравится. Вот есть люди, которых хлебом не корми, дай пописать, но я к ним не отношусь, — сказал гость.

Тем не менее Павел Санаев в ближайшее время планирует закончить вторую часть "Хроник" и, возможно, перейти к третьей: будет это дилогия или все-таки трилогия, окончательно писатель не решил. Но если дойдет дело до экранизации книги, Санаев высказал намерение жестко контролировать съемочный процесс.

Встреча с писателем длилась более полутора часов, после завершения части "вопросов и ответов" гость фестиваля раздал сахалинцам автографы.

Как позже признался Павел Санаев ИА Sakh.com, организаторы фестиваля телесериалов вышли на него с предложением принять участие в "Утре Родины" еще в конце января. У писателя нашлось "окно" в плотном графике, и он откликнулся на предложение. Хотя, по его наблюдениям, на его месте мог оказаться и Сергей Безруков с декламацией стихов или кто-то другой: "Организаторам нужно насытить фестиваль культурными мероприятиями".

 — Меня спросили, что я могу предложить, я ответил, что езжу по городам, встречаюсь с читателями и читаю отрывки из своей новой книги. Организаторы фестиваля решили меня внести в программу, — объяснил Санаев.

Что касается Сахалина, то до этой поездки Санаев на острове не бывал, но очень хотел бы успеть посмотреть то, за что его хвалят. По крайней мере успеть покататься на лыжах.

 — До Сахалина лететь, как до Нью-Йорка. Но в принципе здесь так же, как и в других городах России. Наша страна большая, но единая, тут, так же, как в Тюмени, в Ханты-Мансийске, как в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, но отъезжаете еще чуть-чуть, допустим в Японию, и уже все совсем по-другому. Наша планета — это как такой большой организм, Россия — это такая длинная рука, идет и не кончается, а там дальше идет другая страна — глаз или нос, — метафорично выразился писатель.

Подписаться на новости