В центральной городской библиотеке имени Кузнецова открылась выставка графики Владимира Овченкова. Сахалин.Инфо
28 марта 2024 Четверг, 21:20 SAKH
16+

В центральной городской библиотеке имени Кузнецова открылась выставка графики Владимира Овченкова

Культура, Южно-Сахалинск

Доскам, на которых "выписано" название выставки — "Контуры прошлого", больше ста лет. Когда в Южно-Сахалинске сносили здание японского магазина "Като-сан", стоявшего по соседству с домом, где жила семья Овченковых, художник успел забрать несколько плашек на память. И вот сейчас они пригодились для создания должного антуража и атмосферы. "Контуры прошлого" — выставка-ностальгия. Старый Южный — тема непреходящая для Владимира Овченкова наряду с главной его художественной "специализацией" — маринистикой. Родному городу (пусть и родился в Ленинграде) он посвятил несколько выставок, но тема для старожила и художника остается неисчерпаемой.

Вглядываясь в листы, люди старшего поколения, будут окунаться в былое. Молодые, если заинтересуются, увидят юность Южно-Сахалинска — деревянного, барачного, но не лишенного обаяния. А то, что у художника всегда в сердце, но нынешним горожанам уже непонятно, потому что исчезло до их рождения, дополняют авторские комментарии, в чем ему помогла своим литературным даром Лидия Кисенкова. Для серии зарисовок о Южно-Сахалинске 1960-х Овченков выбрал коричневый картон, по которому бегут линии фломастером или углем. В такой пыльно-серо-коричневой гамме запомнился автору город тех лет. В этом городе с крыш японских домов жильцы сдирали железо для своих нужд, обнажая старую, но очень качественную черепицу, дети строили из подручного хлама башни и самозабвенно играли до ночи и родители не могли их загнать домой, в очередях у водопроводных колонок живо обсуждали сплетни и последние новости, а корейские бабушки торговали ким-чи из бочек, привозимых на тележках (два пакетика — рубль)…

Выставка проходит в юбилейный для библиотеки год, и ее директор Ольга Бородина предложила художнику написать портрет первого дома, благо, память у Владимира Владимировича феноменальная. Неудивительно, в клуб "Строитель" на Деповской он бегал мальчишкой. В 1953 году здесь открылась первая городская библиотека, а спустя два года она переехала на улицу Ленина. Да и на какой лист ни взгляни, он насыщен сугубо личными воспоминаниями из детства, наполненного радостями, дружбой, играми, открытиями. На рисунках скрупулезно, с фотографической точностью он выписывает дома, улицы, и с каждым объектом связано какое-то впечатление.

"В доме моего детства жили три семьи, соответственно, было три отделения с тамбурами. Перед заселением новых постояльцев старые японские чугунные печи убрали с вместе с причудливыми дымоходами, державшимися снаружи на деревянных лесенках. Взамен установили большие кирпичные печи, дававшие много тепла и позволявшие готовить пищу. Воды в комнате дома, где мы поселились, не было, ходили к соседу, у которого сохранилась старая японская помпа, дававшая вкусную, чистую и холодную воду. Жили мы дружно. Собирались по праздникам и семейным торжествам в самой большой квартире под гармонь и граммофон, что было редкостью. Пели песни, шутили и танцевали. Книги и журналы были редкостью. Здесь я впервые узнал, что такое подписка на газеты для передовиков производства".

"Среди старых лачуг с соломенными, обмазанными глиной и заполненными рисовой шелухой стенами, снаружи внахлест обшитыми досками, это здание выглядело особняком. Большие двойные круглые окна, где были лестничные марши, хорошо смотрелись издалека, напоминая корабль. Эта деревянная изящная башенка — японская метеостанция. Об этом говорила большая круглая антенна на двух металлических мачтах. Часто были видны шары запускаемых зондов".

"Деревянный магазин "Продукты", выкрашенный в зеленый цвет, мы называли Метёвкой. В памяти остался окунь горячего копчения, обвязанный веревочкой, — жирный, вкусный и дешевый. Его продавщица заворачивала в парафинированную бумагу. Окуня было много".

Всю жизнь его кисть делает приношения "граду и морю". Морская душа в Овченкове живет лет с трех, уже в первых рисунках — море, маяки, кораблики, чайки. А на киносеансах в клубе "Строитель" любовь к морю разжигали фильмы "Балтийская слава", "Крейсер "Варяг", "Командир корабля".

"…мальчишки нашего околотка решили строить корабли не из дерева или папье-маше, а из пластилина. Насобирав денег на пластилин, раскатывали листы и лепили на фанерный каркас. В ванне с водой проверяли осадку, крен, дифферент, учили морское дело и морскую терминологию. Потом добавляли надстройки, мачты, трубы. В хорошую погоду копии броненосцев пускали в большой, специально углубленной луже. Двигателей они не имели — плавучие мишени. У одного мальчишки отец был охотником, дал свинцовой картечи. Уговорились, что стрелять будем только по кораблям, по живому и окнам — нет. Слово сдержали. Побеждал тот, чей корабль не скрывался под водой". На месте дома детства теперь мастерская художника. А еще он мечтает и планирует создать галерею, посвященную истории мореплавания на наших островах. Для него море и суша — единое целое, одна душа.

Вероятно, Южно-Сахалинск — один из немногих "счастливчиков", где нет музея истории города. Тойохара быстро превратилась в безликий советский город. Сохранить бы малые островки старины, которые могли бы радовать глаз не столько даже туристов, как в первую очередь собственных жителей, но что-то не приживается очевидная идея. Что поделаешь, такое время — когда одежду не штопают, обувь не чинят, а предпочитают выкинуть и купить новое. Есть у нас музей про всю Россию, а про малую родину — нет. Хотя люди живут не вообще, а в частности. И "Контуры прошлого" Владимира Овченкова предлагают мини-экскурсию по непарадным местам областного центра полувековой давности, в подробностях, лицах и даже цифрах ценников. И может статься, эти его рисунки — единственная документальная память о том, какими были отдельные уголки Южно-Сахалинска до эпохи стекла, бетона и атепана. Кстати, серия "Контуры прошлого" войдет в каталог, который будет издан при финансовой поддержке городского управления культуры. Выставки когда-нибудь да закрываются, а страницы вечны. И живая история Южно-Сахалинска, с нежностью запечатленная талантливым художником и неравнодушным человеком, останется с нами.

Подписаться на новости