Блеск и нищета: островные туроператоры и журналисты проехали по маршруту Южно-Сахалинск — Взморье — Томари — Холмск
Забегая вперед, хочется подчеркнуть — на настоящем этапе развития туризма маршрут заслуживает именно такое название. Впечатлений осталось много, почти за 400 километров пути посчастливилось не только наблюдать невероятную красоту восточного и западного побережий острова, пройти уникальными историческими тропами, но и увидеть разруху и убогость придорожной инфраструктуры. Репортаж рассчитан на то, что власть хотя бы пролистает эти картинки и сумеет извлечь урок. А иначе... поедут к нам туристы, ага.
Организатором выездного совещания выступило областное министерство спорта, туризма и молодежной политики, участие в нем приняли туроператоры, представители гостиниц, общественных организаций, СМИ, органов власти, депутаты облдумы.
— Мы собрались для того, чтобы отправиться по одному из народных туристических маршрутов, когда туристы едут до Взморья, там встречают рассвет, а провожают солнце уже в воротах тории в Томари. Остановки планируются в Ильинском, Пензенском, Томари. Маршрут популярен как среди самостоятельных путешественников, так и организованных групп, поездки проводят наши туроператоры, — рассказала начальник департамента туризма областного минспорта Наталья Пахолкова.
Задачей было ощутить удобства туристического маршрута по пути следования. Серьезной проблемой названа, и это уже не смешно, проблема отсутствия "санитарных остановок" (туалетов). Многие туристы, не только иностранные, отказываются выбирать маршрут по этой причине. Власть обещает, что на этом направлении скоро начнет действовать пилотный проект — здесь установят современные "заведения" модульного типа.
— Второе, мы смотрим навигацию, — продолжает Наталья Пахолкова. — Речь о памятниках, которые на сегодняшний день не внесены в региональный реестр. Наша задача — быть в едином информационном пространстве для решения проблем сообща, чтобы туристические маршруты стали удобны, комфортны и доступны. Решили сами испытать то, что испытывает обычный турист.
Взморье — Ильинский
Поселок Взморье популярен у всех и каждого, здесь есть красивейшие места, которые зовут путешественника, и есть рынок, где можно остановиться, чтобы купить необходимое.
Первая остановка порадовала белым туалетом (примерно в 15 минутах езды до туристического объекта "Тории во Взморье"). Ностальгия по советским временам. Но все же спасибо. Кроме одинокого объекта больше ничего.
— Минавто подготовился? Что-то очень чисто там сегодня…
— Теперь всегда так, времена ведь меняются, — шутит представитель областного минтранса.
При въезде в поселок после моста поворот направо и вперед по грунтовой дороге. Тории называют одной из визитных карточек Сахалина.
Площадки для стоянки автобуса здесь практически нет, дорожка крутая и скользкая, несмотря на отсутствие дождя. Пахнет свежескошенной травой — туристов сегодня ждали.
По данным историков, ворота были установлены в 1940 году в честь годовщины образования Великой японской империи, перед храмами воздвигались тории в память о каком-то событии. На опорных столбах высечено имя человека, на чьи пожертвования они построены. Говорят, когда-то здесь были бетонные ступени. В поле зрения — разрушенный японский порт-ковш и хозпостройки, жилых домов здесь, кажется, нет.
Как рассказал мэр Долинского района Александр Тугарев, место пользуется большой популярностью.
— Мы сегодня активно рассматриваем проекты благоустройства территории, подъездных путей и так далее. Люди приезжают сюда не только в дневное время, но и в ночное, встречают рассветы. Поступают предложения, в том числе от бизнеса, и радует, что мы не одни на этом участке, есть агентство по туризму и спорту. Памятник, конечно, нужно зарегистрировать, чтобы иметь целевую статью на расходование средств на благоустройство и тем самым дать развитие территории. Тем более земля здесь муниципальная, и никаких препятствий нет.
По данным мэра, есть на примете также "гектарщик" (участник программы "дальневосточный гектар"), готовый построить здесь небольшую гостиницу, кафе, парковку, туалет, информационные стенды, указатели за два-три года.
— Не хватает подъемных путей (веревок, ступенек), — включается в разговор руководитель компании "Адреналин-тур" Сергей Василенко. — В дождливое время сюда практически нереально подняться, к тому же туристы к нам часто приезжают взрослого поколения.
Все вопросы, считает Василенко, нужно решать сообща — и власть, и бизнес, и общественники должны "идти в ногу", а то создается впечатление, что дела делаем правильные, но "в разные стороны". И наплыва туристов сразу ждать не стоит, нужно просто начать работать, создавая условия для будущего.
Дальше дорога лежит через рынок во Взморье. Купить здесь особо нечего, не считая крабов, под которые, вероятно, и заточен этот рыночек. Может, сделать это гастрономической фишкой маршрута? "Только на Сахалине вы сможете законно купить незаконно выловленного краба". Краба здесь можно купить по цене 900, 700, 500 и даже по 250 рублей (залежалого). "Свежезамороженного" предлагают по 1500 рублей за килограмм.
Заходим в первый на пути магазин купить воды и кофе в баночках.
Посетить туалет будет вам стоит 15 рублей. По словам местных жительниц, в дождь там протекает крыша и ее трясет от ветра, и "уважающая себя женщина туда не пойдет". Достопримечательности, на которые падает взгляд туриста, — без комментариев. Власть обещает все исправить и уже скоро начать работу по обустройству территории.
Руководитель группы объявляет, что в Ильинском мы сделаем привал, но туалета там точно нет.
Арсентьевка — Ильинское — песня, а не дорога. Кто ездил, тот знает. Достопримечательность — серые лопухи, покрытые густой пылью. Красивых мест здесь и дальше будет очень много, но водитель автобуса останавливается стихийно — там, где широкая дорога ведет к побережью. Времени достаточно, чтобы погулять и поговорить с местным населением.
Территория располагает к созданию здесь не стихийной, а цивилизованной стоянки. А пока наблюдаем разрушенные строения, мусор на песке, в траве, заросли цветущего шиповника, гуляющих по пляжу детей, собирающих дрова туристов, гоняющего на квадрике у тебя под носом парня.
Гостеприимный местный житель Серега просит его сфотографировать, приветливо улыбается и говорит, что туристам здесь всегда рады, приезжайте чаще.
Следующая остановка — на выезде из Ильинского, у реки Ильинки. Достопримечательность у дороги — памятный камень высадки на берег Н.В. Рудановского. Установлен в 2007 году в честь 150-летия с момента основания одного из первых на Сахалине русских военных постов.
Пензенское — Томари
Путешествие по памятным местам прошло с участием интересного человека — единственного сотрудника и директора Томаринского краеведческого музея Эрика Дё.
На Сахалине что люди делают? Бросают камешки с крутого бережка. Следующая остановка посвящена личности великого французского мореплавателя Лаперуза.
— Нынешние чемпионы мира по футболу — Франция — везде присутствует и, как ни странно, есть даже здесь, на краю света, — увлеченно рассказывает Эрик Петрович. — Меня удивляют французы тем, что они поклоняются своим предкам, которые оставили след не только для себя, но и для мировой цивилизации.
Памятник в селе Пензенском установили в 2006 году. Барельеф изготовлен по заказу ассоциации Лаперуза во Франции и доставлен на Сахалин в 2004 году на военном фрегате ВМС Франции.
— Я удивился, целая эскадра тогда подошла к Холмску, они приехали сюда к открытию этого памятника. Эта нация не забывает своих корней, очень хочется, чтобы вы передали мои слова вашим экскурсоводам.
Библиотекарь Раиса Черепенникова рассказала, что есть вещи, которые французы подарили томаринской библиотеке, есть их отзывы. Картину, где изображен привал Лаперуза, тоже привезли из Франции…
— А речка, которую вы проезжали, и, наверное, обратили внимание, что она очень грязная, — в эту речушку входили Лаперуз и его окружение, брали чистую воду, тогда еще речка была хорошая.
"Прислониться к истории" пожелали областные депутаты Наталья Ждакаева и Артем Круглик. Фото на память.
Объект включен в реестр памятников областного значения. Гранитная глыба высотой в два с половиной метра смотрит на местные развалины. Если бы мужественный мореплаватель увидел место его почитания, он бы заплакал.
Все дороги в период Карафуто вели к храмовому комплексу Томариору-дзинзя, направляемся туда и мы. Храм был основан 8 ноября 1921 года. "Воздвигнут в честь трех божеств богини солнца Аматэрасу, духу риса и Ояма цуми но Ками — духу гор". Остатки включают основание храма, тории (вход на территорию святилища), стелу "тюконхи" и монумент "сенсо киненхи", что означает "на краю обрыва".
— Этот храмовый комплекс, наверное, единственный наиболее сохранившийся комплекс в России. Были другие, но уже нет. Вы и сами знаете, как самураев били. Храм у нас был деревянный — сразу сожгли, а все, что не поддавалось горению, то и сохранилось, — рассказал сотрудник музея.
Комплекс включает бетонные и мраморные тории, стелу "в память о войне", она выполнена в форме артиллерийского снаряда (неизвестно, в честь какого события установлена, вероятно, чтобы поддержать самурайский дух; по словам рассказчика, стела предназначена для подношений примерно как "стена плача" в Израиле), основания для фонарей и собак-львов "кома-ину". Полное вхождение в синтоистский храм считалось возможным лишь после ритуального омовения рук; осталось бетонное основание, где стояли чаши.
— Эта земля когда-то была нами завоевана и навечно останется нашей, а свидетельством того, что мы действительно по праву взяли эту землю, является синтоистский комплекс, остатки которого достались нам в наследство. Японцы тоже благодарны тому, что российские люди чтят исторические памятники. Информация о них все больше распространяется по миру, и туристов становится больше, с ними должна расти и наша культура.
Вверх по тропинке, и мы у "памятника показавшим верность", это монумент за упокой душ, погибших в японо-китайской и русско-японской войнах, так написано на табличке. В основании, в так называемой "камере", могли храниться свитки или деревянные дощечки с именами погибших воинов.
Трудно представить, каким образом на эту высоту доставлялись материалы для монументального строительства, и каких человеческих усилий это стоило. Очень впечатляет.
С верхней точки открывается захватывающий вид на залив. Слева притягивают взгляд развалины японского бумзавода, позднее нас подвезут ближе рассмотреть здание, похожее на старинный замок, сделать фото на память. Спускаемся вниз, и видно, что на маршруте ведутся работы, подрядчик, видимо, старается уложиться в план-график.
Если памятники не внесены в региональный реестр, значит, не могут находиться под охраной, власти не имеют возможности получать финансирование на их реставрацию, благоустройство и даже на системную уборку мусора. Подать заявку на внесение их в реестр может как физическое лицо, так и общественная организация, не говоря об органах власти. Почему нет инициативы — вопрос.
Удалось в этот день побывать и в краеведческом музее, который занимает одну тесную комнату в томаринском доме культуры, заходить пришлось по очереди двумя группами.
Напоследок туристов везут на смотровую площадку, говорят, сюда обычно приезжают молодожены, это самое доброе место в городе.
Возможности есть, а туризма нет
Впереди около 100 км трудной дороги с тряской и дребезжанием — через Чехов и другие села Холмского района — поэтому все торопятся домой. Зато ни пробок тебе, ни светофоров, шутят пассажиры. Очередная остановка — на Чеховском перевале.
Туалета, разумеется, нет. С одной стороны обрыв, с другой сопка, 30 туристов точно здесь не смогут разбрестись "по кустам". Пронизывающий ветер заставляет быстро возвратиться в автобус.
За окном мелькают сопки и белые поля (цветет все, что может цвести, можно проводить ботанические экскурсии). Село Чехов проскочили так быстро, что заснять "красоты" из окна было невозможно.
"На пять минут" заезжаем в Холмск увидеть, куда обычно везут туристов напоследок — это логическое завершение маршрута. Снимать через окно исторический объект — разрушенный японский школьный павильон — конечно, преступление, но выхода нет.
Не смогут не увидеть глаза туриста и то, что встречается по пути следования. В кадр попадает часть здания общежития мореходки и жилые дома (тоже исторические объекты?).
Холмский перевал позади, остановку там участники группы тоже решили пропустить. И все, пожалуй.
Остались противоречивые чувства. Японцам, которым маршрут по сердцу (именно среди японских туристов он востребован), за 40 лет удалось построить то духовное и материальное, что мы сейчас собираемся им же и показывать. Почему бы советские развалины, если проявить фантазию, не сделать объектом туризма, раз нет перспективы их снести? Почему вопрос установки туалетов решает аж целая облдума? И еще есть масса вопросов. Предлагая гостю такой необустроенный в человеческом смысле маршрут, мы сами себе устанавливаем смешную и унизительную планку.
В то же время хоть и с издержками и отступлениями, но движемся вперед, и назад уже не повернем. Томари, например, показался веселым, чистым и ухоженным городом, не стыдно везти гостей. Но асфальта туда нет, и не будет никогда, уверены местные жители. О том, что дорога — значит другая жизнь, Sakh.com уже рассказывал.
Ощутив прелесть асфальта, пассажиры затихают. Возвращаемся с наступлением темноты в сверкающий огнями Южно-Сахалинск.
Удалось ли ощутить себя настоящими туристами? Разница в том, что мы путешествовали бесплатно и возвратились домой. А для удовлетворения запросов реального туриста, заплатившего за обещанный комфорт, организаторам нужно постараться сгладить шероховатости, придумать что-то, чтобы путешествие не показалось пресным, оправдать свои затраты, суметь заинтересовать новых клиентов и так далее.
По словам Натальи Пахолковой, задача — объединиться в конкретных действиях. При планировании бюджета на следующий год учесть пожелания муниципалитетов и туроператоров, они их уже подготовили и передали в министерство. А еще целью поездки было дать возможность участникам туристического рынка познакомиться и обменяться контактами. Изучив детали, по итогам поездки примут резолюцию-решение (кому проявить активность, и кому взять на себя ответственность).
Из разговоров с представителями турагентств стало понято, что люди верят в идею развития туризма на островах, иначе этим бы не занимались. Туризм у нас есть, свидетельство тому — информация в Интернете о многочисленных новых турах по Сахалину и восторженные отклики федеральных СМИ о сахалинских красотах. Но слухи о том, что мы готовы к приему тысяч гостей, сильно преувеличены. Все ждут перемен.