Сахалинских бюджетников чуть не испортил квартирный вопрос
В южно-сахалинском доме культуры железнодорожников состоялась встреча пайщиков жилищно-строительного кооператива "Второй", для которого сегодня возводится 300-квартирный дом на перекрестке улиц Железнодорожной и Пограничной в областном центре. Собрание участников ЖСК можно было назвать предфинальным — уже завтра собственникам квартир в 12-этажном строении на западе города начнут выдавать ключи.
При этом нерешенными для участников кооператива остаются несколько ключевых вопросов. Например, до сих пор непонятно, когда их дом наконец получит все положенные документы и будет официально введен в эксплуатацию. Кроме того, будущие владельцы квадратных метров не сумели сходу понять, как управлять домом, договориться о том, сколько платить взносов в пользу ЖСК и как разбираться с должниками и общим имуществом, которого в бюджетной высотке оказалось до дорогого много.
Все это вкупе с накопившейся за время стройки и многочисленных задержек усталостью создало в зале нервозную обстановку — то и дело участники встречи вспыхивали гневом, фонтанировали раздражением и рассыпались в возмущенных комментариях. Видно было, что истории обманутых дольщиков (которые не совсем пайщики, конечно) люди слышали, и растягивание сроков строительства их несколько беспокоило. Лучше всего весь процесс строительства и приемки дома уже после встречи охарактеризовала одна из участниц ЖСК: "Сейчас все это закончится, и мы наконец заживем нормально".
В холле ДК стоит шорох десятков бумажек — несколько сотен участников ЖСК "Второй", их родственники и единомышленники переминаются с ноги на ногу в небольшой очереди за документами на право получить электричество в свои будущие квартиры. Все это работники бюджетной сферы, которые с 2015 года вступали в созданный в Южно-Сахалинске жилищный кооператив — квартиры для них создавали в новом доме на перекрестке Железнодорожной и Пограничной. Его создание уже завершено, но от получения собственных квартир участников "Второго" отделяет достаточно непростая и продолжающаяся уже довольно продолжительное время процедура ввода жилого строения в эксплуатацию.
— Я знаю, что документы сдали, что не первый раз это произошло. Владислав Геннадьевич (Владислав Ким — директор застройщика "Сахалинстройинвест" — прим. Sakh.com), расскажите людям. А то мне уже им в глаза смотреть стыдно, что я им сказать могу? — в ответ на многочисленные выкрики из зала всплеснула руками председатель ЖСК Елена Глазунова.
— Все документы поданы, все что от нас зависит мы сделали, теперь остается только ждать. Мы сами заинтересованы в получении этого разрешения. Для нашей хозяйственной деятельности это важный вопрос. Надеемся, что на этой неделе мы его получим, — заметил гендиректор компании "Сахалинстройинвест", который еще в прошлый вторник объявлял, что разрешение у него уже
— Проблема точно не в качестве строительства, а в ошибках в документах? — выразил общую обеспокоенность один из пайщиков.
— Только в документации, в настоящий момент все устранено, — заверил его Ким.
Несмотря на проблемы с согласованием, уже завтра в доме стартует выдача ключей — практически 300 квартир будут осматривать и принимать в течение двух десятков дней. Тем не менее без разрешения на ввод вся церемония станет скорее символом будущей жилплощади, чем реальным пропуском в новую квартирную реальность — в доме без нужной документации не будет коммунальных ресурсов, непонятно, будут ли работать лифты. То есть никакого ремонта, никакого заселения, никаких работ по "обживанию".
Пока, заметила глава ЖСК, договориться о подключении дома удалось только с "Энергосбытом" — организация согласилась давать киловатты по прямым договорам с жильцами прямо к ним в квартиры. Елена Глазунова, очевидно, основательно замученная ролью прораба, завхоза и персонального психолога для 300 человек, объяснила, что прямые договоры необходимы для борьбы с должниками и неплательщиками, которые в объединении уже успели появиться. Уже сегодня задолженность по паевым взносам (500 рублей в месяц) достигла у участников 500 тысяч рублей. И это еще до того, как начались начисления за коммунальные услуги и содержание общего имущества.
При этом пока не ясно, кто будет оплачивать общие счета — застройщик делать этого вроде как не должен, управляющей компании у строения нет, а какого-то особого порядка пайщики так и не выработали. Кстати, уже сегодня с общедомовыми нуждами на электричество возникают вопросы — по проекту в подъезде дома установлены фотоэлементы, а не датчики движения. То есть за свет, анонсировала Елена Глазунова, могут быть большие счета. К счастью, подрядчик, вдохновленный перспективой требования гражданами неустойки за каждый день просрочки сдачи дома (а уже набежало как минимум два месяца), вызвался поменять один прибор на другой самостоятельно. Спасет ли это "Сахалинстройинвест" от претензий жителей, впрочем, неизвестно.
С "Сахалинской коммунальной компанией" и "Водоконалом" все вопросы снабжения вообще еще в стадии согласования. Пойдут ли эти компании навстречу молодому дому и его жильцам, неизвестно.
Для борьбы с дефицитом средств в паевом фонде — он возник, например, из-за создания вентилируемого фасада, который в изначальную стоимость не входил, — пришлось задуматься даже о продаже части квартир городу или области. Их предполагается использовать для снабжения жилплощадью врачей. Правда, пока непонятно, кто и как их приобретет: реализовывать их будут чуть дороже, чем для пайщиков, зато сразу с ремонтом. Для этого, впрочем, еще предстоит найти согласного на это подрядчика и как-то ему заплатить. Этот вопрос в свете насущных проблем по приемке дома и порядка получения ключей отступил на второй план.
— С какой секции начинаем?
— С первой!
— А я в шестой! Мне ждать 12 дней что ли? Несправедливо!
— Берите все ключи, и пускай люди приходят и получают!
— Да у нас пол-офиса этими коробками забито! Это же не просто одна бумажка! Я просто не донесу эти ключи все! Я не буду туда-сюда бегать!
Настоящую бурю в зале вызвало и то, как в будущем следует управлять циклопическим строением. Как оказалось, построенный для бюджетников дом таит в себе множество хитрых инженерных решений, за которыми нужно следить, и обладает целым букетом вещей, за которые надо платить. Да еще он просто здоровый — далеко не каждый отважится подступиться.
— Я подходила к директору ЖЭКа, который дом обслуживает, где я сейчас живу. Спросила, на каких условиях компания может взяться за управление новостройкой. Он сказал, что надо рассчитывать на плату как минимум в 30 рублей с метра, плюс за лифты минимум 17 рублей платить. Да и то они готовы за это браться только после госрегистрации всего имущества и проверки сетей, кровли. А мне уже после статьи на Sakh.com про выдачу ключей позвонили из ДГХ: "У вас контейнеров нет, мы вас будем штрафовать". Я им объяснила, что дом еще не сдан. Ответили, что подождут и все равно придут и оштрафуют, — намекнула на необходимость скорейшего выбора обслуживающей компании Елена Глазунова.
Вопрос разделил собравшихся на три непримиримых лагеря — тех, кто был готов платить и ничего не делать (сторонники УК), тех, кто не был готов платить, но не очень хотел что-то делать ("молчуны", которые жаждали поскорее получить квартиру, вселиться, а там будь что будет), и тех, кто робко проявлял инициативу (адепты ТСЖ).
— У нас ТСЖ, и нам ништяк!
— Давайте что-то уже решим быстрее!
— Я не буду платить соседу! Чтобы он мои деньги ночами пересчитывал? На Мальдивы гонял за мой счет? Нет уж, лучше УК — 500 рублей отдал и живешь спокойно!
Голосование за лучшую форму правления несколько раз прерывалось криками и возмущениями — особенно протестовала девушка в первом ряду, которая пыталась уличить организаторов собрания в накручивании голосов за нужный вариант. Сама она, впрочем, голосовать не могла — пайщиком не была, но "все равно собиралась жить". А теперь, видимо, станет еще и одним из лидеров общественного мнения.
Накал страстей в отдельные моменты достигал такой температуры, что споры во избежание происшествий решили прекратить волевым усилием. Все участники ЖСК теперь будут голосовать галочками и подписями в офисе, куда им все равно придется прийти расписываться в многочисленных бумагах.
Удивительно, но на собрании не проявили никакой активности представители "Сахалинского ипотечного агентства" — дом является их первым крупным проектом и, по идее, руководство организации должно быть заинтересовано в максимально беспроблемном и комфортном заселении. Но официально от них никто не выступал — само название организации звучало лишь в контексте паевых взносов, которые на условиях кредита финансирует государственное АО.
300-квартирный жилой дом на западе Южно-Сахалинска — первый масштабный проект созданного в области в 2015 году