Куча нарушений и скомканное строительство: проверка перинатального центра показала разницу между проектом и реальностью
О том, насколько правильно и эффективно были потрачены бюджетные средства на проектирование и строительство перинатального центра Сахалинской областной клинической больницы, рассказали сегодня в областной думе. С докладом попыталась выступить аудитор КСП Александра Литвиненко. Уже на первом предложении председатель комитета по экономическому развитию Анатолий Кочнев прервал ее и предложил коллегам сразу перейти к вопросам. Депутаты не согласились и попросили аудитора озвучить сначала хотя бы основные проблемные моменты.
На конец проверки, сообщила Литвиненко, объект был не завершен, а его окончательная стоимость — не сформирована. Работы (в основном по наладке системы вентиляции) продолжались и после проверки КСП. Продолжался также и монтаж оборудования, которое передавалось областной больницей поэтапно.
Во время проверки было установлено, что некоторые документы не были оформлены должным образом (например, паспортные данные медоборудования).
— В актах выполненных работ некоторые работы были оформлены некачественно. Мы провели сверку с актами освидетельствования скрытых работ, много было замечаний по этим моментам, и визуальный осмотр. По итогам проверки мы выдали представление и поручение провести полную проверку всех работ, проведенных компанией "Остов", — рассказала Александра Литвиненко.
Дирекция по реализации по предписанию КСП программ строительства Сахалинской области провела полный контрольный обмер выполненных работ и сформировала стоимость обязательств по контракту, которая была уменьшена на 22 млн рублей. То есть изначально контракт с "Остовом" (основным подрядчиком) был заключен на 1 млрд 522 млн, но после проверки выяснилось, что на бумаге одно, а на деле — другое. "Остов" произвел большую замену материалов, согласовав их с проектировщиком, но не отразив изменения в актах выполненных работ. Разница между "бумажными" и реальными затратами составила 22 млн. На столько меньше заплатили подрядчику, когда закрывали контракт. Всего за три с половиной года к строительству перинатального центра приложили руку около 50 организаций. Рассчитались уже почти со всеми.
Несмотря на минус 22 млн (а возможно, это не единственное уменьшение) общая стоимость центра осталась неизменной — 3,5 млрд рублей. Все потому, что одни работы заменяли другими, что-то постоянно корректировали, перетасовывали, меняли одно на другое… Нарушений 44 ФЗ, говорят в КСП, было очень много, и в целом строительство велось очень скомкано.
— На сегодняшний день из семи пунктов представления министерством здравоохранения снято с контроля пять, остались недоработки с индикаторами программы. Дирекция отработала практически все пункты представления, остались четыре, связанные с передачей полностью капитальных затрат и с уточнением государственной собственности, — завершила выступление аудитор.
Перешли к вопросам.
— Земельный участок был оформлен только в 2017 году, произошла большая замена материалов… Это о чем говорит — о полном непрофессионализме наших строителей или тут что-то другое? — прозвучал первый вопрос.
Александра Литвиненко ответила, что прежде всего имел место недостаток контроля за строительством. Сказалось и то, что проектно-сметная документация перинатального центра была "не родная". За основу взяли типовой московский проект, который пришлось адаптировать под наши условия. А поскольку задачу, поставленную президентом, нужно было выполнить в короткие сроки (в других регионах подобные центры строили за пять лет, мы управились за 3,5 года), переделывать проект было некогда, пришлось импровизировать и все исправлять на ходу.
Главный врач областной больницы Владимир Розумейко, тоже присутствовавший на заседании комитета, сказал, что все работы в центре уже завершены, роженицы довольны, за девять месяцев принято 1659 родов. В этом году в области рожают меньше, но отдельно взятая статистика перинатального центра радует. Младенческая смертность снизилась в два раза, ранняя неонатальная смертность — в два с половиной.
— Что касается строительных работ, я вас уверяю, что в тех помещениях, где происходит лечебная, консультативная, диагностическая помощь пациентам, все работы завершены. Перинатальный центр на сегодняшний день вот именно в этих подразделениях работает в полном объеме, — сказал Розумейко.
Депутат Александр Шарифулин задал вопрос представителю дирекции по реализации программ строительства.
— Зачем же вы проект некачественный заказывали, что потом удорожания всякие были? — спросил он.
— Удорожания не было, — начал было и.о. руководителя Андрей Комароми.
— Я отвечу, — пришла ему на помощь и.о. министра строительства области Татьяна Стаценко.
Она подробно объяснила про необходимость улучшения демографии, про президентскую программу, про сжатые сроки, про уже готовый московский проект как единственную возможность удешевить и ускорить строительство.
Далее депутаты поинтересовались, понесла ли дирекция какое-то наказание за выявленные в ходе проверки КСП нарушения. Подрядчики, понятное дело, ответили за недоработки, а вот заказчик? Стаценко не очень охотно призналась, что были сделаны два выговора.
Александр Болотников спросил, насколько эффективно используются сейчас помещения перинатального центра. Практически на сто процентов, ответил Владимир Розумейко. И добавил, что с огромным уважением относится к КСП, но сказать, что проект был некачественным, не может. Правда, из его дальнейшей речи следовало, что он дает оценку не проекту, а готовому объекту, а это разные вещи.