16+

Сахалинский Чехов-центр открыл сезон "Грозой": русалка и медведь с аккордеоном

Культура, Южно-Сахалинск

88-й сезон сахалинского Чехов-центра открыла "Гроза" Александра Островского в постановке Александра Созонова. Премьеру презентовал сам режиссер. Вышел на сцену, попросил отключить мобильники и тоном "Кушать подано!" призвал внести в зал русалку. Специально обученный человек внес хвостатую девушку с голубыми волосами, и понеслось... Минут через пятнадцать несколько "несовпавших" с таким Островским зрителей тихо слились из партера. Остальной зал сидел, как пришитый, от первого мгновенья до последнего.

Александр Созонов одним зрителям знаком по офисному триллеру "Метод Гренхольма", вторым по "Жестоким играм", которые привозил Волковский театр из Ярославля, третьим — по эскизу "Несвоевременные мысли" в очередной режиссерской лаборатории. Конечно, большинство повелось на классику, которая в данном случае не оказалась ни старой, ни доброй. Режиссер Созонов работает в жанре "ожидаемая неожиданность", пыль с классики не то что сдувает — взрывает, как новогоднюю петарду, но авторский текст ни синь пороха не тронут, не придраться. И если худрук Чехов-центра Александр Агеев мечтал о громком старте сезона, то лучшего кандидата для этого сыскать бы не мог.

А если кто-то возжелает предъявить режиссеру и вступиться за честь драматурга, учтите, что Созонов подстраховался. Упреждающее обстоятельство вписано мелкими, как в банковском договоре, буковками, что это "сказка по мотивам одноименной пьесы А.Н. Островского". Жанр сей, по его словам, "снимает ответственность и дает возможность пошалить". Русская народная сказочность разлита щедро в рисунке "огурцами" на шалях, в цветастых рубашонках калиновцев, даже медведь на сцене образовался, с хорошими вокальными данными и аккордеоном в лапах, внутри которого заточен зачем-то актер Роман Мамонтов (видать, медведь-оборотень, ибо по программке — мещанин Шапкин). Правда, до канонического хэппи-энда с "мед-пивом" эта сказка не доехала. Зато в компенсацию режиссер забрасывает аж в 2159 год время действия истории про бедную Катю, которая любила да утопилась, потому что уверен: Островского будут читать и ставить еще очень долго. Но вот вопрос — что же будет с родиной и с нами? Как одна из версий — нефть и газ кончились, Великая Русская стена построена, страна в полной самоизоляции, на все случаи жизни — православный Интернет, вот и живите с этим. Получается по сути неуютно, но формально ослепительно.

Режиссер привез изобретательную команду, которая нарисовала мультимедийными средствами лицо "Грозы" в формате "высокотехнологичное чудо". В ней сплетены в тугую косичку видео, свет, музыка, движение. Опять вода, опять помост, выпадающий в партер капитанским мостиком. Мы смотрим фильм-спектакль "Гроза", сценическое действие вынесено на задний план, за прозрачным занавесом, как в аквариуме, колышутся рыбками-привидениями актеры, монитор укрупняет глаза и чувства, грехопадение Катерины переложено на язык пластики. Темная луна тонет в манящем плеске волн, вот-вот заштормит и полезут морочить русалки и прочая гоголиада. Говорят, что действие в городе Калинове будущего происходит, по задумке художницы Алины Алимовой, на обломках электростанции. Не знаю, мачты и подсвеченные лампочками борта скорее навевают мысль о корабле — сначала Ноевом ковчеге, на котором каждой божьей твари по паре собралось, потом "Титанике", который известно как нехорошо закончил, зато на его фоне красавице Кабанихе удобно принимать очень эффектные позы…

"Гроза" по-сахалински — время чудовищных страстей и скоростей, спектакль жесткий, как красный хлыст, каким полосуют не сильно виноватых, один вечер в сумасшедшем доме Кабановых, в котором трудно жить на трезвую голову. Потомки Кабановых выросли, только усугубив наследственные страдания. Какой там луч света в темном царстве, каким заклеймил Добролюбов Катерину. Она оказалась спичкой, брошенной в пороховой погреб — в дом Кабановых, где мама ела всех поедом на завтрак, обед и ужин, а семья как-то в меру фантазий выкручивалась из-под ее ига: кто пил, кто гулял, а папа и вовсе свинтил на тот свет. Масса историй нелюбви, задавленных желаний, затюканных детей — короче, наркологу/психиатру раздолье.

Конечно, темные силы злобно гнали и гнетут, и в конце концов "она утонула". Но история вышла для меня лично радостная. Потому что "Гроза" Александра Созонова, как драгоценная шкатулка, полна отличных работ, что встречается мало и редко, и часто у зрителей нет случая воздать должное актерам за их потенциальный талант. А здесь они с пылом, толком и расстановкой играют не про прошлое и будущее — про болезни современных людей, выросших в расчеловеченных каменных джунглях.

Совершенно классная выдалась Кабаниха в исполнении Натальи Красиловой. Когда говорит о себе: "Мать стара, глупа", явно кокетничает, ибо молода вровень с сыном и победительно хороша, исполнена королевской стати и демонической злобы. С житейской точки зрения, у нее масса поводов для раздражения: сын-дурак, дочь-стерва, Дикой — любовник, по пояс деревянный. И с ним невезуха: только Дикой (Артур Левченко) навострится сблизиться с аппетитной вдовой, тут же над парочкой тенью отца Гамлета нависает сверху гроб старшего Кабанова. Глядя вверх, думаешь, может, Марфа Игнатьевна и его того…? И все равно Кабаниха представляется существом загадочным. Катерину ненавидит сопернически лютейше, как будто та у нее мужа увела и дом подожгла. Завидует молодости? Ревнует к ее простоте душевной, неумению врать, стремлению полюбить-пожалеть Тихона, который маму страшно разочаровал своей никчемностью? Мама у Тихона, конечно, не подарок, но заметим, Кабанихины громы и молнии насчет важности сохранения традиций обращены к нам, людям 2018 года, за наш падеж нравов, по сравнению с которым похождения Кати и Вари Кабановых — просто семечки.

На фоне свекрови тонюсенькая, прозрачная Катерина с необычным тембром голоса выглядит деревенской простушкой и одновременно Аэлитой из других миров. Не появись в Чехов-центре такая актриса, не стоило бы и заморачиваться с "Грозой". Хорошее начало для работы на новой сцене. Режиссер Александр Созонов об актрисе:

— Уверен, это будущая звезда.

Алла Кохан:

— Моя героиня хочет жить в правде, в этом вся проблема. Иногда ведь правда не нужна. Вот скажешь ее, и всем стало плохо. Я, конечно, отличаюсь от Катерины, но когда работаю над ролью, то разделяю ее взгляды и представления, я так же живу и думаю, и для меня все полностью оправданно. Ведь если ты не "присвоишь" себе роль, никогда ее не сыграешь…

Алла Кохан, одна из шести новобранцев Чехов-центра, сменившая Нягань на Сахалин, прошла жесткий кастинг, чтобы заполучить роль Катерины ("наверно, мне очень хотелось сыграть ее"). И, совпадение, — сыграла свою первую роль на сахалинской сцене в дуэте с однокурсником по Дальневосточной академии искусств Виктором Крахмалевым. Не помогло: ни секундочки-то ее Катерина не была счастлива. Ни с Борисом, ни без него, ибо если человек живет без кожи, предъявляя себе жесточайший счет праведника, путь его тернист и недолог. Молодая актриса играет природу страсти, с ног сбивающей, — такой, что вам и не снилась в 99 случаях из 100, играет на таком нерве, что страшно, — как будто и вправду, она притягивает к себе молнии, и они проходят через сердце. И видно воочию, как человек может быть невыносимо, беспросветно одинок и непонят. Народу полно (почти вся труппа на сцене), а прислониться душой не к кому…

Слишком много правды, слишком много страсти, от этого переизбытка простой российский юноша в красных штанах не без облегчения сваливает в Кяхту. Несчастье его в том, что судьба свела его, рядового человека, с девушкой незаурядной. Вот и подустал герой Виктора Крахмалева от Катерины, если честно, и мы его понимаем. Попробуйте сами любить открытый огонь, надолго вас хватит?

Не то практическая Варвара-краса (Анастасия Быкова), которая всегда найдет калиточку в сад и уйдет, не оглядываясь. В ней Катеринин порыв к воле сплавился с Кабанихиной силой характера, а бойфренд Кудряш (перекрашенный в солнечный цвет Александр Ли) наглядно утверждает, что добро должно быть с кулаками. К слову, Александр по режиссерской воле опять "торговал" своим лицом. Именно с его уст слетает на финише китайская тарабарщина, знаменуя, что все, хана, китайское нашествие в России свершилось окончательно.

Но в этой парочке хотя бы есть жизненная сила, в отличие от Тихона и Бориса — одинаково невыросших до седых волос мальчиков (недаром у режиссера Евгения Марчелли в спектакле "Грозагроза" их играет один актер). Только один (Антон Ещиганов) представляет собой малоприятную для трезвомыслящих девушек и распространенную породу маменькиных сынков, которые растут вкривь — попробуй выпрямиться под каблуком. А другой не чужд романтических устремлений, правда, на короткую дистанцию. И так хорошо, когда за тебя все решают неодолимые обстоятельства — мама или дядя-держиморда Дикой с мегафоном в руках (Артур Левченко), у которого страсть к власти-насилию приобретает гипертрофированные размеры. А иначе нельзя, народ-подлец берега потеряет.

Фото Чехов-центра

И еще одну роль не могу не отметить, сделана виртуозно. Любовь Овсянникова в роли Феклуши со вкусом разъясняет нам, почему наше будущее в "Грозе" списано со средневековья. Вязкий, как мед, голос, кисло-сладкое выражение лица и поток чистой ахинеи, которая всегда находит благодарных слушателей. В XIX веке она питалась слухами и сплетнями, а сегодня сидела бы, без отрыва уткнувшись в "Пусть говорят" — главный источник знаний…

Полотно частной семейной драмы в "Грозе" растягивается до пределов малоутешительной истории государства Российского. Город Солнца или град обреченный сей Калинов? Исходя из предыдущего опыта, спектакль склоняется к апокалиптическому варианту развития событий, и вода смывает всех и вся, как некогда деревню Молога при строительстве водохранилища. Режиссер не отказал себе в удовольствии намекнуть на пересечения с реальностью, вывалив на сцену мини-митинг. Актерствующая братия на него пришла с синяками под глазом и лозунгами, проехавшимися по актуальным болевым точкам: "Жена — чтобы бить!" (вопль задушенного патриархата), "С праздником предвыборной амнистии!" (ну, это вряд ли), "С Днем победы народной медицины!" (привет нашему минздраву), "Спаси и сохрани переписку в мессенджерах за полгода!" (пророк, наверно). В зале понимающий смех, а по окончании спектакля на сцену вышел поздравить с началом театрального сезона зампред правительства области и что-то там бравурное сказал про наш уникальный остров и таких же людей. Видимо, Сахалин, застрявший сегодня в неопределенности, в ближайшее время все-таки не смоет.

Новости по теме:
Узнавайте новости первыми!
Подписаться в Telegram Подписаться в Telegram Подписаться в WhatsApp Подписаться в WhatsApp

Обсуждение на forum.sakh.com

анонимная  15:13 24 октября 2018
Просто шикарнейшая картина! Нет слов!! Полный восторг! Картины невероятно сильны. А от слов Катерины то и дело мурашки по коже. Выбрав Аллу, режиссер попал в самую точку! А сцена про ключ! Просто вау! Как необыкновенно совмещены текст пьесы ( который, к слову, практически вообще не изменен) и современность. Для кого-то некоторые моменты спектакля конечно будут через чур, и возможно затронут темы, на который наш народ не особо любит говорить, но лично я под огромным впечатлением! Просто полный восторг! Приду еще раз! И уверена, с каждым просмотром буду открывать для себя новые мысли, как это бывает после многих ваших спектаклей.
Так же, жду не дождусь спектакля "Метель"! Приду и на нее тоже уже во второй раз.
И вообще. Побывав в нашем театре хотябы раз, неизменно хочется возвращаться снова 😊
Спасение_Утопающих 09:36 24 октября 2018
Спектакль - бомба! Я под таким впечатлением, столько в нём мощнейших моментов, когда рот сам собой открывается, но ты не дышишь, - забываешь... Отзывов не читала, шла увидеть обещанную режиссёрскую интерпретацию, шла за удивлением, получила приятное потрясение. Я ничего столь же сильного, захватывающего в театре ещё не видела. Бывает в произведении сильная сцена, единственная, которую восприятие выделяет, здесь - каждая таковая, каждая по-своему, просто калейдоскоп мощных сцен! Кабаниха вызывает трепет, причём, не только как тиран, но и как сексуальная женщина, Тихона садануть хочется, с Катериной бьёшься в страстях и отчаяньи... вообще, соглашусь с автором статьи, атмосфера пронизана остротой нереализованных желаний, логично, с точки зрения фрейдизма, обозначенных садо-мазохистской атрибутикой. Несомненно, режиссёрская фантазия на тему будущего добавляет "подумать" и "посмеяться", присутствуют спецэффекты, а музыкальное оформление - как последний штрих этой гротескной фантасмагории. Первый спектакль, на который годика через пол схожу ещё, потрясена. Браво!
анонимная  09:00 24 октября 2018
Ходили вчера на спектакль. Не могу передать словами,как понравилось. Динамика,свет,музыка,Катерина…… каждая деталь,каждый ньюанс……все учтено. Отличное начало нового сезона. Спасибо огромное режиссеру
ritupe 20:55 23 октября 2018
Супер!
SunnySky 14:30 23 октября 2018
Очень люблю наш театр, жаль сходить получается не часто (
Читать еще 18 комментариев