Театр абсурда: при выделенных ЦТВС 500 млн сахалинский минфин нашел нарушений на миллиард
Министерство финансов Сахалинской области завершило
Но сахалинский минфин это не смущает. Его, судя по акту, не смущает вообще ничего. Правда, сахалинский минфин полон противоречий: главная проверяющая Мария Костюченко, передавая документ директору, проронила: ничего страшного так и не нашли.
***
В ЦТВС делали ставки, каким по объему будет итоговый акт. Главный бухгалтер учреждения, в прошлом старший аудитор минфина, который занимался подобными проверками, поставил максимум — 80 страниц (столько никогда не было), но не угадал.
— Понимаю минфин, — говорит главбух. — В год объем проверенных средств у него составляет примерно 20 миллиардов рублей. А здесь в ходе "плановой" проверки ЦТВС от работы был отвлечен максимум проверяющих — четыре человека, которые сидели у нас три месяца, а объем проверенных средств был всего 500 миллионов. Ледовый дворец "Кристалл" только на содержание получает около 300 миллионов в год, молчу уже про "Горный воздух". Конечно, минфину нужно было найти или нарисовать нам кучу нарушений, иначе в чем был смысл этой проверки?
Неэффективность, нецелевое расходование средств и в принципе бесполезность ЦТВС — такие выводы делаешь, когда читаешь акт минфина. Конечно, о какой эффективности можно говорить, когда "уборщика служебных помещений" в документах ЦТВС называют просто "уборщиком помещений"? А как ЦТВС посмел платить
— Хоть в чем-то эта проверка была полезной, — шутит директор ЦТВС Дмитрий Третьяков, — 58 тысяч премии мне не доплатили. Надеялись, конечно, найти переплаты, но увы. Еще должны остались. И моя зарплата в 100 тысяч рублей подтвердилась полностью, и хищений никаких не выявлено.
Большой объем акта посвящен ангарам, построенным к чемпионату WorldSkills. Sakh.com уже сообщал, что специалисты минфина, выезжавшие на Пушистый (не исключено, что под покровом ночи, потому что их там никто не видел), сначала
Отсюда складывается и миллиард нарушений: ангары рассматриваются сразу с нескольких сторон, а потому миллионы умножаются на миллионы и выходят гигантские итоговые суммы. Пример: ангар построен не так, говорит минфин (как "не так", не уточняется, так как минфин, вопреки собственному порядку написания документов о проверках, говорит, что не будет говорить, как именно "не так", так как это "его внутренний документ"). Не так построен, а это и неэффективное, и нецелевое, и вообще неправильно. Значит, за один ангар нарушения можно посчитать несколько раз. Это логика проверяющих, черным по белому отраженная в итоговом акте.
Но это цветочки по сравнению с "необоснованным списанием топлива". Минфин пишет: "Так как проверке не представлены документы, подтверждающие определение применяемых показателей плотности авиационного бензина, то топливо на сумму 1558 тысяч рублей списано необоснованно".
В ЦТВС уточняют: есть исходящее письмо в адрес проверяющих, где учреждение ссылается на базовые понятия физики о плотности топлива и даже прикладывает соответствующую табличку. Но по всей видимости, раз "нарушение" попало в акт, физику проверяющие не учили. В таком случае можно продолжить: так как проверке не был предоставлен калькулятор, умножали в уме...
ЦТВС незаконно обогатился, поставив ангары на бетонное основание (что изначально согласовал минфин), система хронометража и барьерные ограждения ЦТВС купил незаконно, так как мероприятия, под которые они покупались, уже прошли (проверяющие не учитывают ежегодный характер мероприятий), тренеров парашютного и авиамодельного спорта наняли на месяц раньше, чем провели набор детей в секции (по логике минфина, закупка оборудования, написание программ подготовки, собственно, сам набор должны были проводиться кем-то свыше), квадроциклы и снегоходы ЦТВС не нужны (ссылаются на стандарт, принятый в конце 2017 года, спустя два года, как техника была закуплена и использовалась в рамках подготовки по утвержденной программе по мотоциклетному спорту). И так далее.
Читая акт, сразу понимаешь, что проверка была "плановая", никто сверху ее "не заказывал" и вообще минфин делает так всегда. Кстати, сегодня в учреждении продолжается еще одна такая же "плановая" проверка — по платной деятельности. Напомним, минфин склонил учредителя ЦТВС (минспорт) к ее проведению, так как сам не имеет права проверять небюджетную деятельность госучреждений. Но по сути проверку ведет все тот же минфин, включивший в состав комиссии своих сотрудников.
Последняя проверка у ЦТВС, которому три года, — юбилейная, 15-я.
Интересный момент. Когда минфину были нужны какие-то документы, чтобы подтвердить факт якобы нарушения, и ревизоры видели, что документы это нарушение полностью опровергают, в итоговый акт все равно писалось это нарушение, а на наши документы не было никаких ссылок. При этом если проверяющие заранее знали, что мы можем опровергнуть какие-то их предположения о нарушениях, документы у нас даже не запрашивались.
Дмитрий Третьяков:
Складывается парадоксальная ситуация. Когда нас всех буквально заставили проводить WorldSkills, когда правительство выбрало место, определило компетенции, то, в каком виде это все должно проводиться, и просто поставило нас перед фактом — делайте и все — мы были нужны, чтобы не ударить в грязь лицом перед федеральным центром. Приезжали, проверяли, в том числе губернатор, и единственной претензий была
Получается, меня как директора, наше учреждение можно вывернуть наизнанку, поставить колом всю работу, оболгать, в том числе в правоохранительных органах, а оправдываться и доказывать, что ты прав, приходится тебе самому. Со мной согласятся многие руководители бюджетных учреждений: сколько у них было проверок, сколько судов выиграно у минфина, но проверяющие как работали, так и работают. И никто не несет ответственность за такие проверки и такие решения. А потом удивляемся, почему в нашем государстве никто ничего не хочет делать. А как тут делать, когда тебя же бьют по рукам? Интересно,
Акт минфина в нынешнем виде не имеет никакой юридической силы. Сегодня все ответственные сотрудники ЦТВС, оставив текущие дела, пишут к нему свои возражения. Очевидно, их будет около 200 страниц. Среди доводов учреждения будут и совсем интересные: придется вскрыть факты, кто кому давал поручения о трудоустройстве конкретных людей или кто просил "покатать на снегоходе" или "самолете" своих внуков или иностранную делегацию...