В Сахалинском театре кукол малышам показали "Приключение котенка Барсика"
В этом театре воздух кишит творческими идеями примерно, как вирусами гриппа. И рано или поздно на извилистую стезю созидания спектакля может свернуть любой человек, будь то актер, хореограф или художник. Автором премьеры на этот раз стала художник-постановщик Наталья Белявская. Ее идею о котенке Барсике и опасных спичках в маленьких лапках подхватила и довела до ума режиссер Антонина Добролюбова.
Сказку играют в маленьком-маленьком зале для лиц в приятном возрасте 3 и более лет, и смотреть ее можно, держась за мамину руку. Все двадцать пять минут сеанса актеры проводят в коленопреклоненном положении, а то и со свистом скользят-ныряют на наколенниках между ширмами, как на катке. Но так как это классический театр за ширмой, то взору зрителя открыты только пляшущие сверху куклы-маппетки, созданные Натальей Белявской. Их семь на троих актеров, включая тощего червячка и искорку с большими перспективами. Даниэль Черемных дарит бархат и мед в голосе двум колоритным персонажам — Бабушке и Лисе. Девушка с косичками — Ксения Земская — одушевила вихрастого котенка Барсика, это, по мысли автора, "маленький ребенок, который только проснулся, и ему чего-то хочется. Чего — он и сам еще не знает". Потому каждый день у него по графику событие-происшествие, и порой до шкоды и беды недалеко. В целом у Барсика одно занятие — познавать мир, попутно отвлекая взрослых от их тяжелой работы, например, мешая спать на службе серьезному ночному сторожу Полкану (Влад Рябцев).
Молодое актерское трио раскручивает простенький сюжет с невероятным драйвом. В спектаклях для детей больше "воздуха", больше возможностей расцветить нюансами сюжетную линию, убежден Влад Рябцев, потому каждый раз играется по-разному, да и реакция этой публики непредсказуема. А Ксения Земская мечтательно заметила, что, будь она на месте маленького зрителя, было бы интересно, если бы в финале вышел на сцену настоящий пожарный в каске, правильные мысли из его уст наверняка усвоились бы сразу. Кстати, в прошлые годы был у кукольников спектакль с экологическим уклоном — "Как Иван чудо-рыбу спасал". А еще хорошо бы кукольникам что-нибудь "замутить" с МЧС, подумывают в театре (тут почему-то сразу пришло в голову прямо из сводок — о спасении рыбаков со льдины. А что? Куда уж социальнее и актуальнее…).
Вот уже восемь лет в этом волшебном королевстве кукол делает абсолютно счастливый человек Наталья Белявская, чьи добрые руки выпускают в мир трогательные образы — с распахнутыми огромными глазами и кудлатыми шевелюрами. У некоторых совершенно случайно (интуиция?) наблюдается портретное сходство с актером, как у Влада Рябцева и его Полкана. Каждому автору все его творения дороги, а все же из полутора десятка спектаклей самые-самые ее любимчики проходят по "сказочной" статье — "Я люблю тебя, Ромашка", "Медвежонок Римцимци", "Кот в сапогах" и т.п. А сейчас и Барсик с компанией. Правда, куклам отчаянно не хватает места в их маленьком доме. Ведь с каждым годом становится все больше.
Как рождаются ее куклы? Сначала она собирает характер, какие-то черты, действия, Ведь, говоря словами Бродского, "человек — сумма его поступков", даже если это игрушечная собака или кошка. В голове возникают смутные контуры образа, идет постоянный переход мыслей из головы на бумагу и наоборот. Не бывает так, чтобы эскиз родился готовеньким, творческий процесс идет до финальной точки, до кончика хвоста. В этом театре в сотворении кукол нет никаких ограничений, их можно придумать и сделать, как хочешь. Но, уверена мастерица, куклы сами подсказывают, сами решают, какими им быть. Ведь они тут главнее человека.
— Появление такой практической темы в театре неслучайно, — считает Наталья Белявская. — Ведь театр кукол не только развлекает, но и просвещает, учит абстрактно мыслить, понимать другу друга, чувствовать. А еще — жить в реальном мире. Не все в нем просто и понятно даже взрослым, иначе мы бы не ошибались. И мы должны поделиться с детьми своим опытом. Благо у театра кукол масса выразительных средств для истин, это ведь самый богатый из жанров искусства, вобравший в себя все прочие — музыку, литературу, танец и особенно живопись.
Спектаклик, на котором мерцают-таки невидимые титры "Сказка создана по заказу Госпожнадзора", рожден в жанре "сказкотерапия для ребят и котят, которые любят поиграть с огнем". В мягкую шубку сказки, нарисованной в теплых традициях "Союзмультфильма", завернут урок, что спички — детям не игрушка (если, конечно, найдут их в современном доме). Не волнуйтесь, найдут, мир велик, заверили создатели. И заложили в маленькие головы — на всякий случай — не только мысль, что ходить со свечкой в курятник неправильно, но и телефонные номера служб спасения. Но морали в сказке самая малость. Превалирует любовная атмосфера детства, у которого есть зеленый двор под солнцем, теплые бабушкины руки, помощь верных друзей и неутомимая страсть к приключениям на свою пушистую голову.
А 16 марта театр приглашает юных зрителей на спектакль "Волшебный аист" в постановке Юрия Уткина (Иркутск).