Газета "Сэ корё синмун" отметила юбилей
70-летие корейской газеты Сахалинской области его редакция отметила выставкой, которая будет открыта в областном художественном музее до конца июня, и конкурсом эссе на корейском и русском языках.
Нынешнее время явно не "золотой век" для печатных СМИ. Не то что создать новое, но удержать на плаву уже существующее издание с большими традициями, сохранить привязанность аудитории — практически ежедневный подвиг. А "Сэ корё синмун" в свои 70 лет продолжает еженедельно выходить на связь с читателями, которые живут не только на Сахалине, но и в других регионах России и Республике Корее. На восьми страницах журналисты рассказывают о жизни сахалинской диаспоры, о Корее и корейцах, с 1995 года в газете введен раздел на русском языке.
— Будучи почти ровесницей области, ваша газета прошла большой путь и заслужила за это время любовь и преданность своих читателей и уважение со стороны журналистского сообщества, — сказал в своем приветствии главному редактору Виктории Бя и коллективу редакции заместитель губернатора области Сергей Будкин. — Вы вносите огромный вклад в дело сохранения национального языка, культуры и традиций. Это позволяет представителям сахалинской корейской диаспоры чувствовать связь с исторической родиной и быть в курсе всех значимых событий островного региона.
Фотораздел выставки неудержимо влек гостей, которые с радостью находили своих знакомцев-земляков на безымянных снимках — только еще молодых, красивых и буйно кудрявых. Ли Е Сик, Юрий Полухин, Ким Чан Хва создали коллективный портрет сахалинцев, каждый щелчок их затвора документировал жизнь для истории. И это не просто репортеры, но художники. Ким Чан Хва ушел из жизни в 30 с небольшим лет, и о его таланте остались лишь теплые воспоминания коллег да пара фото. С одинаковым успехом и удовольствием он снимал красоток, стариков и детей, грузчиков в порту и шахтеров. Денди с белозубой улыбкой и трудоголик, он умел так снимать, что модель его не замечала, а между тем снимок потрясал естественностью и дыханием жизни. Но для каждого кадра он рисовал часами эскизы, искал ракурс, свет… Монохромная фотоистория пленочного периода с грубоватой ретушью, которая не пощадила самого маршала Жукова, полна невероятного обаяния, так что неудивительно, что сегодня переживает второе рождение.
Вот этот самый путь журналистики в доинтернетную эпоху, "с лейкой и блокнотом" очень убедительно раскрыт на юбилейной выставке "Сэ корё синмун" — 70: О нас" из архивов редакции. Одна из старейших газет области, она два раза меняла место издания: сначала Хабаровск, потом Южно-Сахалинск, три раза — название: "Чосон нодондя" ("Корейский рабочий"), "Ленины гилло" ("По ленинскому пути"), с 1991-го — "Новая корейская газета". И можно только удивляться, как много всего куратору Ольге Хай удалось вместить на "пятачке" малого зала музея из накопившегося массива документов и фотографий, чтобы через историю газеты показать историю области и страны в целом и одновременно сохранить персональный, личностный ракурс. Именно поэтому была создана "доска почета" в честь всех ее редакторов, начиная с 1949-го, которые вырастали главным образом из народа, а не из факультета журналистики, а потому жизнь знали не понаслышке. Поэтому отдали дань уважения фотографам, которые "делают" лицо газеты. Сохранили машинописный список корреспондентов-внештатников, среди которых были простые и неравнодушные строители, портнихи, слесари, инженеры…
И они же становились по большей части героями газетных публикаций.
— Газете в этом году не 70, а 140 лет, — считает председатель регионального отделения Союза журналистов России Любовь Касьян.
Такая особая арифметика, по ее мысли, обусловлена и юбилеем главного "фотоглаза" газеты последние тридцать лет — Ли Е Сика. Самые горькие моменты истории сахалинских корейцев — драма разделенных семей — нашли отражение в книге "Возвращение", созданной на основе его фотоматериалов. А на нынешней выставке немало моментов забавных, интересных и просто уже исчезнувших из жизни. Например, фото веселой первомайской демонстрации в Вахрушеве в 1960-х, которую снимал еще школьник Ли Е Сик, упросивший родителей купить ему фотоаппарат. Или юные исполнительницы корейского танца на сцене, в углу которой громоздится гипсовый бюст Ленина, или уже несуществующее здание с отчаянным признанием во всю стену от безвестного Ромео — "Оленька, я тебя люблю!".
Если выставку к предыдущему юбилею газеты десять лет назад назвали "Песни печали и радости", куда вошли работы фотографа Ли Е Сика и его коллеги Мичио Катаямы, то нынешняя выдержана в более мажорной тональности. Не слезы, но главным образом жизнь и любовь.