16+

"Бумбараш": служил Гаврила атаманом

Культура, Южно-Сахалинск

Ростовский-на-Дону академический молодежный театр представил на фестивале "Сахалинская рампа" спектакль на стихи Юлия Кима и музыку Владимира Дашкевича, постановкой занимался худрук Михаил Заец. Ранее режиссер уже подарил Чехов-центру французскую комедию о легкости бытия "Дамский портной".

Что касается "Бумбараша", то спектакль вызвал непередаваемую гамму чувств. Во-первых, его зритель рискует вернуться домой контуженным. Сдается, режиссер недоиграл в детстве в солдатики, и когда его взор обратился к "Бумбарашу", взял реванш и отдал приказ — патронов не жалеть. Канонада в зале стоит — мама не горюй, белые, красные и зеленые палят с искренним азартом, долго и упорно, хотя все уже поняли — это про гражданскую войну, любовь и смерть. Во-вторых, здесь все напоминает обо всем: показалось, что режиссер начал ставить "Бременских музыкантов", а потом передумал, но, чтоб добру не пропадать, прихватил оттуда атаманшу и воткнул в "Бумбараша". Хотя нет, в-третьих, он вытащил с антресолей сборник баек про Чапаева и стряхнул толстый слой пыли. А может быть, в-четвертых, у него была мечта — поставить "Тихий Дон", который уже поставил другой ростовский театр, имени Горького. Посему, в-пятых, на "Бумбараше" пришло понимание, что кроме трагедии, комедии и прочих уже устоявшихся понятий в театральном искусстве существует такой жанр, как историко-патриотический винегрет, где скрестили "ежа и ужа".

В "Бумбараше" художник (Николай Слободяник), как уже нередко приходилось видеть в спектаклях фестиваля, переиграл режиссера и оказался на высоте, причем буквально. Огромный задник усеян до потолка рубахами и портами. На это белое поле, символизирующее крестьянскую безбрежную страну, то и дело проецируются кадры фото- и кинохроники времен гражданской, и Россия обретает лица, и предки сверху смотрят на потомков. Вроде бы заложен в постановке высокий пафос — что гражданская война, рубящая семьи по-живому, выходит более жестокой, чем межгосударственная, и родные люди оказываются непримиримо по разные стороны баррикады, когда брат (бандитский атаман Гаврила) идет на брата (пацифист Бумбараш), война лишает парня дома, крестьянского дела и любимой Вари. И маленький человек, которому всего-то надо, чтобы оставили в покое, не хочу быть ни белым, ни красным, не имеет ни права, ни возможности на "бесцветность". Не дано человеку простого счастья — жить по своему выбору, растить хлеб и детей. Ростовчане, у которых под боком, у соседей пятый год идет такая же беда, конца-края не видать, ее боль ощущают всяко почувствительнее, чем в нашей дальневосточной глуши.

Наверняка театральные критики, препарирующие каждое событие "Сахалинской рампы", объяснят, почему режиссер решил представить трагедию в виде фарса. По мне, важнее, как говорится, "сколько в граммах вешать", все зависит от вкуса и чувства меры. Здесь и то, и другое явно создателю изменили, и лубочная картинка, писанная малярной кистью, пошла в разнос со сценографией и человечески теплым музыкальным материалом. Что гражданская война припирает человека к стенке, не терпит полутонов, и каждый должен определиться с "партийной принадлежностью", преподано зрителю с хрестоматийной простотой. Красноармейцы, само собой, красные с головы до ног, как лилльские палачи, включая шашки, опереточного вида бандиты ("зеленые") — с обрезами и пулеметом цвета английского газона, белые — как из прачечной. Кроме цвета, действующие лица ничем не отличаются. Этот "Бумбараш" явился кратким курсом истории гражданской войны для "ширнармасс", данный нам в ярких ощущениях, в песнях, взрывах и, главным образом, карикатурных персонажах, явно вдохновленных "Свадьбой в Малиновке". Сильно украсил пейзаж красный командир Чапаев. Чапаеву исторически больше всех не повезло по части анекдотизации, но всегда можно хорошее сделать лучшим. И у режиссера Василий наш Иваныч потрясает крысиными повадками то ли мелкого сутенера, то ли Лоханкина в момент пожирания борща из кастрюли. Собственно, каждый режиссер имеет право налево, и пусть наследники коммунистической идеи возбуждаются на иск о защите чести и репутации, сколько хотят, уже ничего не изменишь. Но когда красные конники поскакали на деревянных игрушечных лошадках, тут уж совсем запахло новогодним утренником в детском саду, причем за крупных зайчиков могли сойти бандиты, за "снежинок" — девицы из кабаре. Большевик Яшка бегает с томиком марксова "Капитала" за поясом, бродяга Левко — с бюстом бородатого на тачке…

Временами режиссер как будто спохватывается — ой, что-то у нас слишком весело! — и разбавляет безудержное гуляй-поле лирикой, ну и еще документалистикой, чтобы мы прониклись, какую великую Россию потеряли. Красные вальсируют с белыми, потому как все мы "одна страна". А бандитка Софья в фривольных штанах намекает на какую-то амурную историю с поручиком, но так, мимолетом, ибо к черту сантименты. С болью в глазах, сдерживая скупую слезу, они уходят за кулисы спасать отечество от проклятых большевиков. Сбоку на авансцене суетится фотограф, беспристрастно снимающий всех, независимо от цвета. Ну понятно, что все пошли воевать только для того, чтобы увековечиться в истории. И Бумбараш со своей, от брата отбитой девушкой как-то потерялся на этом празднике простодушной сельской самодеятельности. Воля ваша, не монтировалась она с серьезным зачином. А потом Варю Гаврила убил, и безутешный Бумбараш стоит в печали на фоне экрана, на котором колосится рожь (или что-то другое, но густо колосится, символизируя вековую мечту о мире, мае и труде).

Все же к финалу приходит понимание, чего ради стоило досидеть до конца. Чтобы услышать песни Юлия Кима и Владимира Дашкевича — про журавлика, "Марш четвертой роты", "Ходят кони", каковые за популярность считаются русскими народными, и так уже почти полвека. Вот это испортить невозможно, поют ребята отлично и собою симпатичные…

PS. Если совсем коротко о "Бумбараше": много шума, мало шерсти, как сказал черт, остригая кошку.

PPS. Мнение автора не совпадает с мнением 99% зрителей спектакля.

Новости по теме:
Узнавайте новости первыми!
Подписаться на новости
Подписаться в Telegram Подписаться в WhatsApp

Обсуждение на forum.sakh.com

koty.85 13:49 27 июня 2019
Отличный спектакль
fdjnbz 12:08 26 июня 2019
мнение автора статьи может не совпадать с мнением режиссера, каждый из нас видит свое. Мне понравилось
tunai4a 11:12 26 июня 2019
Мне спектакль всё-таки понравился,потому что я его восприняла,как буффонаду.
Читать все обсуждение