16+

Иконопись, академизм, творчество передвижников и советский соцреализм — в Южно-Сахалинске доступны "Сокровища музеев России"

Культура, Южно-Сахалинск

Репин из Омска, Фальк из Курска, Мыльников и Жилинский из Архангельска, а также Тропинин, Куинджи, Кустодиев, Шишкин, Кившенко… Хоть и непривычно видеть передвижную выставку "Сокровища музеев России" в стенах музейно-мемориального комплекса "Победа", но оправданно: презентовал ее главный редактор культурного проекта "Россия — моя история", один из авторов одноименной идеи федеральных парков "Россия — моя история" Александр Мясников. Так что здесь и пушки говорят, и музы не молчат.

На выставке представлено 36 живописных полотен из "золотого фонда" культуры России. Ключевая идея — представить историю государства Российского через живописные образы и заимствовать их не из столичных музеев, а из регионов. Идея более чем понятная — в отличие от столиц, человеку, даже не чуждому прекрасного, добраться до провинциальных музеев значительно проблемнее. А между тем они также обладают богатствами и иногда становятся источниками сенсаций. Да и далеко ходить не надо: например, в областном художественном музее выставляли как-то "своих" Фалька, Серебрякову, Васнецова. И деление на художников первого и второго ряда неактуально, потому что за каждым именем — неповторимая индивидуальность. На вернисаже было много пафоса и частого поминания слова "уникальный", но справедливости ради скажем, что в последние годы сахалинские музеи при поддержке региональной власти наладили продуктивные связи со столичными коллегами и реализовали весьма амбициозные проекты. Так что "Сокровища…" нашли на Сахалине подготовленную почву и заинтересованную аудиторию.

— Профессионализм наших музейных работников стал одним из оснований, благодаря чему организаторы включили Южно-Сахалинск в проект и сахалинцы могут увидеть шедевры, — подчеркнул заместитель председателя областного правительства Антон Зайцев.

— Чтобы оценить вкус морской воды, достаточно капли. На Сахалин приехала часть выставки, но она дает понимание, до какой степени велика наша страна и какие невероятные сокровища таятся в ее музеях, каких нет ни в Москве, ни в Петербурге, — сказал Александр Мясников,

Экспозиция охватывает несколько эпох развития изобразительного искусства в России — иконопись, академизм, творчество передвижников, советский соцреализм. Глобальный замах видится во всем: и в географии, и в длине временного "шага" — от конца XVII до конца ХХ века, от иконы и парсуны, предшественницы портретного жанра, до "сурового стиля". В силу ограниченности импровизированного выставочного пространства каждый экспонат отвечает за определенное художественное течение, тенденцию и определяет лицо исторического периода.

И можно проследить, как талантливая кисть художников отображала эволюцию государства и общества, человека и искусства, как Россия открывалась миру, а мир открывал ее. Это особенно очевидно в портретной галерее выставки: от парадного "лика" царя Ивана Алексеевича, брата Петра Великого, в традиционно темной для XVII века гамме, к светлой и воздушной работе художницы Серебряного века Елены Киселевой, любимой ученицы Репина, и портрету молодого писателя Леонида Андреева в кумачовой рубахе кисти самого Репина — с редким ощущением свободы. Здесь ждет встреча с Юрием Пименовым, воспевавшим лирической кистью энтузиазм обновляющейся Москвы, и мощными "Псковскими кузнецами" представителя "сурового стиля" Петра Оссовского. Здесь представлена абстракция художника-экспрессиониста Алексея Явленского, который обзавелся приставкой "фон" и вошел в группу "Синий всадник" в Германии, где остались свыше трех тысяч его работ, а на родине — несколько десятков. Здесь светится сам по себе камерный лесной пейзаж Шишкина, энергетика которого, как говорят, не дает скиснуть молоку, а ретивые музейщики наляпали жирно инвентарный номер 262 прямо на шедевральный холст. Здесь самым ярким впечатлением стали "Рыбы Каспия" Василия Яковлева, чья огнедышащая манера напомнила стиль нашего Гиви Манткавы, и довелось увидеть, пожалуй, самый неординарный сюжет для морского пейзажа с производственным уклоном — "Подписание договора между колхозными рыбаками" прямо на палубе судна среди грозных волн…

Когда-то на федеральном уровне реализовывался проект "Золотая карта России", в рамках которого региональные музеи представляли лучшее из своих фондов москвичам. Теперь вектор движения сменился до точности наоборот, и живописные шедевры направились в гости в Калининград, Тюмень, Пермь, Нижний Новгород, Омск, Астрахань, Воронеж. Южно-Сахалинск стал восточной точкой "картинного" путешествия, закольцевав маршрут проекта, основным посылом которого стало сохранение культурного единства страны. В какой-то степени инициаторов проекта можно считать идейными продолжателями дела товарищества художников-передвижников XIX века, которые в просветительских целях организовывали свои выставки в городах России.

Выставка "Сокровища музеев России" в музейно-мемориальном комплексе "Победа" ждет всех желающих до 22 сентября, вход свободный. И, что важно, часть произведений живописи представлена в формате, доступном для слабовидящих зрителей.

Новости по теме:
Узнавайте новости первыми!
Подписаться на новости
Подписаться в Telegram Подписаться в WhatsApp

Обсуждение на forum.sakh.com

T.M. 12:33 26 августа 2019
Там информационный стенд, на котором написано, что организовано благодаря ГУБЕРНАТОРУ сах обл. Лимаренко
анонимный  21:25 23 августа 2019
а вот где гарантия что эти произведения подлинники?
анонимная  20:29 23 августа 2019
фото с Зайцевым вообще никак на фоне Великих имён. эти люди для чего там? конечно пойду, спасибо ооогромное организаторам.
Spoke6 20:16 23 августа 2019
В рекламе увидела упоминание о Третьяковской галерее . Но картин оттуда, как я поняла, нет. Интересно, почему, и зачем о ней писать?
Агнесс 20:14 23 августа 2019
выставка понравилась , но экскурсовод никакой не интересно было слушать . Прочитать на стенке и я бы смогла
Читать еще 17 комментариев