"Сахалинский след": снежные псы, одна в лесу и производственный "адик" с хэппи-эндом. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 02:25 SAKH
16+

"Сахалинский след": снежные псы, одна в лесу и производственный "адик" с хэппи-эндом

Край света, Культура, Южно-Сахалинск

Программа регионального кинематографа "Сахалинский след" в устах Алексея Медведева удостоилась почетного статуса — "это сердце фестиваля "Край света". За что боролись девять лет, к тому и пришли — собственному кинопроизводству. От жесткого фильтра при формировании программы организаторы демократично отказались. В нее смогли войти работы, вобравшие любую грань отражения Сахалина — родился ли автор на острове, жил ли здесь, вдохновлялся им, уехав на материк, держал в памяти и т. д.

Свою документальную трилогию "Бегущие по краю" Сергей Асауленко посвятил сахалинским ездовым собакам и судьбам сахалинцев, связанных с освоением Антарктики. Первая часть — о каюре Дмитрии Гиреве, участнике экспедиции Роберта Скотта в 1911 году, — была показана в прошлом году. В этом году представил вторую часть — об экспедиции Сирасэ Нобу, в которой участвовали сахалинские каюры-айны Ямабэ Ясуносукэ и Ханамори Синкити из села Очихо (ныне корсаковское Лесное). Съемки в современной Японии, архивные фото и мнения сахалинских экспертов — на этих точках опоры зиждется работа Асауленко, взывающая к малоизвестным страницам уникальной истории: о сахалинском следе в исследовании южного континента, где рядом с человеком всегда была собака — друг, помощник и расходный материал. За этот щепетильный момент режиссеру пришлось держать ответ перед негодующей зрительницей — вот Нобу обрек лаек на смерть, оставив их на берегу ледяного материка, собачек жалко, а вы его героем выставляете, как будто режиссер лично возвел ему музей и канонизировал. Да это в Японии так считают, развел руками Сергей Асауленко. Дама-зоозащитница не унималась:

— Говорите, что ваш фильм посвящен собакам, а про них всего ничего, одни японцы.

Автор терпеливо объяснял, что на одних собаках фильм далеко не уедет, информации о них очень мало, поэтому и возникла логическая идея — рассказать об их роли и подвиге через деяния людей. Но третья часть цикла, "Карафуто-кен", которую он надеется в этом году завершить, будет непосредственно о собаках, об их судьбе в 1930-1950 годах. На том и поладили.

Определенная документальность присуща и кинодебюту Ивана Чанова — "Брошенный", который был просто обречен на зрительскую эмпатию. Съемочный процесс, который длился два года и по совокупности заслуг был изящно обозван Иваном производственным "адиком", опирался на местную локацию и фактуру. Улица Железнодорожная, родные лица правоохранителей с печатью "куда прешь, скотина?" на челе, полицейский участок выстроили на территории предприятия "Нагиев" в Долинске, снега не завезли, пришлось ждать зимы. Сочиняя историю о бомже, в новогоднюю ночь спасшем младенца из мусорного контейнера, авторская команда не предполагала, насколько этот сюжет расхож. Очевидцы уверяли, что была такая история даже в Корсакове в 1998 году. Удивительно, что для дебюта молодой режиссер взял, скажем, не историю успеха певички из провинции, тонко чувствующего блогера или менеджера в кризисе, а размышление на тему, практически вымывшуюся из кино, — какой он, настоящий герой нашего времени?

— Мне хотелось снять историю героя, но совсем не супермена, о том, как обычный человек, оказавшись на самом социальном дне, способен на поступки и даже жертвы, — сказал Иван Чанов. — И что у каждого человека есть второй шанс показать себя с лучшей стороны в жизни, неважно плох ты или хорош ты и в какой ситуации оказываешься.

Отдельной удачей стали местные деятели искусств. На главную роль ведущий мастер сцены Чехов-центра Антон Ещиганов был утвержден практически моментально, после пары предложений на кастинге, и именно его органика задала высокую планку звучания гуманистического посыла. Антону вообще, по моему скромному убеждению, лучше всех в Чехов-центре удается исследовать жизнь души современного человека, ее обычность и космичность. Помимо него, в кадре оказались участники народного театра имени Андрея Губера (Валерий Галауз, Илья Непоп и другие), которым лично режиссер отдает фору перед профессионалами, да и люди, вовсе далекие от искусства, от души, а не славы ради помогавшие кинематографистам. Из всей массы прожектов сюжет "Брошенного" оказался самым реалистичным для исполнения и получения первого опыта. Зрители не остались в долгу и осыпали его признаниями.

— Понятно, что у всех свои проблемы, все бегут, но стоит быть более чуткими, о чем вы и напоминаете. Спасибо за доброту, за свет в конце тоннеля, что у вас там не "умерли все", — радовались женщины.

— Полицейские, которые пили в автомобиле, настоящие? — интересовался мужчина.

— Один точно, но кто, не скажу, — отбился режиссер.

"Брошенный" снят лаконично, в двух слоях, где дрожащий, размытый свет кадров прошлой, счастливой жизни поддерживает на плаву существование бездомного. При этом фильм не давит слезу и не читает прописной морали. По счастью, хронометраж не дал режиссеру усугубить эффект "свет в конце тоннеля" финалом, как чистенький бомж приходит в детдом за девочкой и начинает новую жизнь, а то бы вышла уж совсем слащавая рождественская сказка, диссонирующая с концентрацией голимой правды, которую отличает работа команды Ивана Чанова. По случайному совпадению в этой подборке "Сахалинского следа" слово "брошенный" стало краеугольным. Брошенные собаки, дети, взрослые как индикатор цивилизации, в котором не просто "подгнило что-то в датском королевстве", а трещит по швам и титанически идет ко дну…

Как и пристало фильмам-портретам, работы Елены Галушковой "Открыто. Входите сами" и Мелиссы Маляржик "Гиляка" выписаны несуетно, подробно. Елена нашла свою героиню Светлану Каницкую в поселке Листвянка на Байкале. Знакомство в реальности опрокинуло студенческий замысел — вместо безрадостной истории старушечьего одиночества в полной глуши вышла история личного выбора в пользу творчества, самостояния. В "Гиляка" Мелиссы Маляржик документальные кадры из жизни сахалинца, одного из "последнего из могикан", переложены анимационными картинками по мотивам этнолегенд и мифов.

Еще одно "киносказанье" в пользу того, что чем дальше цивилизация будет усложняться, тем больше будет раскол в обществе и исход в таежные тупики, в первобытные условия тех, предпочтет осмысленное затворничество в колыбели природы одиночеству в мегаполисе. "Отклонение от нормы — более норма", — заметил "в строку" куратор программы Илья Шамазов. И вместе с тем нескрываемо острое ощущение потери и бессилия — как отступает берег перед неумолимой прибойной волной, так и неизбежна утрата этноса, как реки вливаются в море, так размывается самобытное лицо коренного народа…

Все короткометражки однозначно тронули зрительские сердца, чему свидетельство — постдискуссия, уравнявшаяся по протяженности с показом. С одной стороны, дало знать многолетнее взращивание вкуса к диалогам, зритель раскрепостился и задумался, с другой, не устаешь дивиться парадоксальности путей, какими идет восприятие режиссерского замысла по ту сторону экрана. Зрители — лакмусовая бумажка фестиваля.

Билеты на показы фильмов "Края света" можно взять на bilet.sakh.com.

ООО "Сах.ком". Юридический адрес: Южно-Сахалинск, Ленина, 317б.

ОГРН: 1046500642264.

16+

Подписаться на новости