Старый клоун, милые зверушки и голый поэт показали себя в "Сахалинском следе" на "Крае света"
Мультфильмы про зайчика и ёжика, грустная история клоуна "Парамоша" со светлым концом и короткий ролик "Чтоб зашло", который зашел не всем, — в киноконцертном зале "Комсомолец" показали продолжение программы "Сахалинский след". Её можно назвать главной частью фестиваля "Край света", ведь, глядя на произведения своих соотечественников с большого экрана, гордишься островом как-то по-особенному. Значит, кино действительно можно снимать где угодно, все зависит лишь от желания.
Открыла просмотр картина "Пара недель" от Дарьи Агиенко, в прошлом году талантливая сахалинка выиграла питчинг на "Крае света" и уже ведет работу над своим проектом. На фестивале в этом году Дарья представила другое документальное кино, снятое во время участия в мастерской Марины Разбежкиной в Татарстане. Об этом корр ИА Sakh.com уже
История про Флеру родилась случайно и задумывалась как документалка о полицейском на острове, где нет преступности. А главная героиня итоговой картины попалась Дарье Агиенко по пути в участок. Что из этого вышло, зритель увидел в тринадцатиминутном кино.
— Она — будто прирожденная актриса, мне так казалось, очень органично себя вела. Не смущалась, жила, как жила, — описала Дарья Агиенко главную героиню.
— А вам понравилась ваша работа? — поинтересовалась одна из зрительниц.
— Я не могу оценивать её. Не скажу, что у меня случилось кино, но какая-то маленькая зарисовка на тему семейных шероховатостей вышла. У меня было несколько версий монтажа, был материал, который не вошел вот в эту версию, там были разные линии в разных версиях монтажа, но вот эта версия оказалась более сбалансированной, — ответила Дарья Агиенко.
Здесь некоторые зрители, как и автор текста, заметили сходство с недавним спектаклем "Бабушки" театра "Практика", который приезжал на "Сахалинскую рампу". Такая же бабушка, невероятно теплая и гостеприимная, рассказывает о себе обыденно и просто. И лишь с легкой грустью упоминает, что сын все так и не может сделать забор. Только те, театральные бабушки, были собирательными образами, каких-то далеких и незнакомых героинь. А Флера здесь смотрит с экрана. Живая и настоящая. Одинокая. И очень жаль, что некому помочь ей с забором.
Эта картина, так как является документальной, в отличие от остальных конкурсантов в списке, выделялась манерой съёмки — живая камера следовала за Флерой и другими героями по пути. А это иногда приводило к расфокусу или немного обрезанным в кадре людям, что в целом некритично, но тоже вызывало у зрителей вопросы. Ответ один — это документальная съемка.
Похожие элементы были и в фильме "Её игра" Игоря Кима. Финальная сцена, видимо, задумана как погружение зрителя в атмосферу пресс-конференции. Ты будто сидишь там, в том же зале. Поэтому видны и головы в первых рядах, и телефоны, снимающие звезд. Ход интересный, но глаз также воспринимает тяжело. Хотя и в первом, и во втором случаях это уже на вкус и цвет.
Но это финал, а до этого девушка в мечтах стать актрисой безуспешно ходит по кастингам: читки, просмотры, коротко о себе перед камерой и неизменное "мы вам перезвоним". Здесь сразу и о личностном росте, и о стремлении, и о мечте, и о том, что духом падать не надо, и о поиске себя. Себя героиня, кстати, нашла. Но уже немного в другой, хоть и смежной сфере — ушла озвучивать игры. А диалог для проб, где "я" из будущего, изменившая идеалам, встречается с прошлой "я", то ли совпадение, то ли дополнительное средство выразительности.
— Выпускники театральных вузов не всегда идут в ногу со временем, и такая ассоциация, что если актер — значит, либо театр, либо кино. А сегодня благодаря технологиям для актеров открывается гораздо больший спектр возможностей, к сожалению, который они не всегда для себя видят. Но это мое видение. И мое отношение к этому тоже, потому что для меня актеры озвучивания — это те люди, которых, если я встречу на улице, я подойду, попрошу вместе сфотографироваться и выложу в Instagram* и похвастаю, даже если этих людей мало кто знает, — поделился своим видением Игорь Ким.
Зрители подумали, а потом немного отдохнули. На экран вышел мультфильм, даже два — про зайчика и ежика. Так мило и по-доброму, сначала "Едем в школу", а потом "Страшный дом" от Дарьи Михайловой заставили улыбнуться. Здесь и герои приятные, и нарисовано красиво. Такие мультфильмы хочется показывать своим детям. Первый рассчитан совсем на малышей, а второй уже на ребят постарше, будто мультяшная версия страшилки из летнего лагеря с открытым финалом и закосом под "Семейку Адамс".
— Если кому-то что-то непонятно, я отвечаю, что я художник, я так вижу, можно так оправдаться, — с улыбкой рассказывает Дарья Михайлова. — "Едем в школу" я рисовала на фестиваль "Зимняя дорога", там было 70 работ, он вошел в десятку лучших. А "Страшный дом" учит детей слушаться родителей и не ходить туда, куда не следует.
— Как-то наоборот получилось, — пошутил Илья Шамазов.
Отдохнули, а дальше снова предлагают подумать, на этот раз над кинокартиной "Парамоша", она стала самой длинной из представленных, 43 минуты. Снято качественно, красиво. Здесь вам и сюжет, и хорошо раскрытые персонажи, и операторская работа — все, как в профессиональном полном метре. Режиссер картины Александр Вернер представить картину лично не смог, вместо него выступил композитор кинофильма.
Цирк закрылся, а клоун "Парамоша" остался. В отставке, на пенсии, жена погибла, дети за границей. Что ещё делать мужчине уже не в расцвете лет, кроме как напиваться в компании соседей. Вот "Парамоша" и напивается, пока звонок из мэрии не заставляет побриться, помыться и достать из закромов старый сценический костюм — его пригласили выступить на празднике, даже пообещали вручить орден и забрать на автомобиле.
Но Парамошу никто не встретил, а пока добрый клоун ждал свой звездный час на автобусной остановке под дождем, квартиру пенсионера ограбили. Собутыльники, используя ребенка, забрали единственную связывающую с прошлым ниточку — статуэтку Парамоши, как рассказывают, с основанием из настоящего золота. Та вещь, что напоминает о прошлых днях былой славы, и о том, что главный герой не просто запойный алкоголик. О том, что он актер и может дарить радость малышам, Парамоша вспомнил на детской площадке. Чем и заставил единственную женщину в компании собутыльников вернуть украденную статуэтку.
Финал светлый, в жизни едва ли все бы закончилось хорошо. Тут, скорее, статуэтка стала бы либо орудием убийства (ну или как минимум нанесла бы тяжкие телесные), либо просто исчезла бы из квартиры и превратилась в бутылку водки, может, две, для собутыльников со двора. Но видеть такой финал приятно, уж больно и клоун с экрана полюбился, ведь жизнь его могла быть иной, мог бы уехать к сыну, да вот за могилкой жены кто-то должен ухаживать.
А вот финал показа вышел неоднозначным, благо, что возрастной ценз 18+ к картине Дмитрия Моисеева "Чтоб зашло" установлен, и невнимательных родителей, пришедших с подростками посмотреть светлое кино, в зале, вроде, не было. Потому что вид обнаженных, ничем не прикрытых мужских гениталий — это то, что ярко диссонирует с показанной ранее анимацией или драмой про Парамошу. Хотя слова абсурд и видеопоэзия, наверное, могут навеять какие-то сомнения. В любом случае, "Чтоб зашло" понравилось не всем, люди пожилого возраста вообще не поняли, зачем это было.
— Скажите, а цель? Для чего вот эту галиматью вы сняли? Зачем вот это безобразие показывать? — поинтересовалась пожилая сахалинка во время обсуждения.
— А в чем безобразие? — решил уточнить автор картины.
— Показать красивое тело (надо было — прим.), а это что вы показали? — возмутилась островитянка, замечание было невежливым с учетом того, что владелец того самого голого тела, которое скакало в кадре, сидел в первом ряду.
Как объяснил автор произведения, главный герой — поэт, ему жарко, он не может придумать стихотворение. Но это в голову как-то не пришло. Было похоже на поэтическое изображение ломки наркомана: лежит голый мужчина, его своеобразно потряхивает, а насекомые из ушей — это больше про галлюцинации. Но вышло то, что вышло. И даже кому-то зашло. В любом случае, зрители всегда знают, где дверь. Ведь свобода слова должна быть и в искусстве, а хорошо это или плохо, надо или не надо, решать, скорее, автору.
Продолжить знакомство с сахалинским кино зрители смогут во вторник. В большом зале "Октября" Екатерина Кутенко представит фильм "Смотреть за горизонт" в 12:00.
Билеты на показы фильмов "Края света" можно взять на
ООО "Сах.ком". Юридический адрес: Южно-Сахалинск,
ОГРН: 1046500642264.
16+
* Деятельность организации Meta Platforms Inc, ее продуктов Instagram и Facebook запрещена в Российской Федерации.