Реинкарнация Чернобыля "В субботу": Александр Миндадзе представил фильм о радиации жизни. Сахалин.Инфо
10 сентября 2024 Вторник, 22:12 SAKH
16+

Реинкарнация Чернобыля "В субботу": Александр Миндадзе представил фильм о радиации жизни

Край света, Культура, Южно-Сахалинск

Чернобыльская лихорадка, после сверхудачного американо-британского сериала захлестнувшая мир, не обошла стороной и "Край света" на Сахалине. Тем более что повод для ее внесения в непредсказуемый, как щелчки счетчика Гейгера, фестивальный ритм более чем уважительный — именно о Чернобыле снял свой второй самостоятельный режиссерский фильм "В субботу" (первым был "Отрыв") председатель жюри Александр Миндадзе.

Удивительно, но история человеческой изнанки тех катастрофических событий отозвалась в душах островных зрителей громко и звонко. Может быть, из-за того, что некоторые из них успели побывать в зоне отчуждения в качестве ликвидаторов? Или потому что, пока "В субботу" крутили в кинотеатрах, на островах в панике скупали йод и респираторы, оглядываясь на еще один "мирный ядерный очаг" — японскую "Фукусиму"? А может, все дело в том, что случилось в Северодвинске меньше месяца назад? Не зря в шатре после просмотра кто-то мрачно пошутил, что Чернобыль реинкарнирует не только в кино.

— Это не история о том, что кто-то неправильно какую-то кнопку нажал. Это, скорее, притча о том, что даже желая убежать от своей жизни, сделать это невозможно. Как бы ни старался, жизнь приближается и становится более яркой, — представил ленту сам Александр Миндадзе.

Сюжетная канва "В субботу" — человеческая изнанка техногенной катастрофы. Партийный работник Валерий Шагин случайно узнает страшную правду о трагедии на станции — ведомый то ли желанием выслужиться, то ли любопытством, попадает на совещание руководства АЭС и города. Последних партбилеты волнуют больше сограждан, и выпускать правду за пределы кабинетов они не собирались. Так что теперь в руках Валеры страшная тайна — что город обречен, что под боком у ни о чем не подозревающих людей разверзся портал в радиоактивный расплавленный ад.

Раскрывать ее нельзя — не велит партийная линия, небезосновательно опасающаяся паники в городе. Так что в придачу к правде ему достался еще и выбор. Вот и приходится Валерию хватать в охапку бывшую девушку Варю и бежать, рваться, продираться сквозь плоть праздношатающегося города. Но сбежать из этой почти настоящей Припяти раз за разом не удается — не из-за военных кордонов, а по чистой случайности и из-за той самой субботней жизни, захватывающей лодыжки крепче армированного бетона. Именно благодаря ей Валера попадает в центр свадебно-субботней вакханалии, пьет, дерется, целуется, остается в городе и даже, кажется, из подгнившего человека, предпочитавшего карьеру любви и друзьям, переплавляется в чуть ли не былинного русского героя. С медом на усах, задором в глазах и залихватскими барабанными соло "по старой памяти".

Александр Миндадзе
Александр Миндадзе

Атомный ад превращается в очищающее горнило, переплавляющее слабую душу в живое воплощение энергии и жизни. Словно именно катастрофа — нормальный фон жизни, а молодое ядерное "солнце" — родной для советского человека источник атомного загара. Вдвойне удивительно, что сюжетные линии фильма строились по реальным воспоминаниям десятков людей — ликвидаторов, атомщиков, никак не связанных с ЧАЭС случайных людей, оказавшихся в тот роковой день в Припяти. То есть где-то под боком у коллапсирующего реактора и правда дрались, любили и считали заработанные на халтурке на свадьбе барыши.

Жизни фильму добавляет и сама манера съемки — камера в руках мастера Олега Муту скользит буквально в метре от героев, заставляя зрителя ощущать их дыхание и запах пота от бесконечного бега и веселья. Насыщенные цвета, стремительная смена планов — сама пленка кажется заряженной какими-то радионуклидами субботнего безумия. Получилось не супер радикально (тот же "Отрыв" по визуальному языку воспринимается смелее), но достаточно непривычно — некоторые зрители в зале даже не выдерживали кульбитов камеры на большом экране, не справлялись с необходимостью вглядываться и вслушиваться в каждый кадр. Но и тех, кто все-таки досмотрел до конца и смог повесить на грудь виртуальную медаль "Приобщился к Миндадзе", оказалось достаточно много.

И, судя по отзывам, им пришлось изрядно понервничать, глядя на лучащихся (радиация по-латыни — всего лишь излучение) жизнью стопроцентных покойников. Тем более что тема метафорической раскаленной сковородки, на которой живут и с которой не спешат сбегать люди, остается актуальной и сегодня.

А уж предчувствия заката эпохи, который вольно или по привычке символизирует представленная в фильме катастрофа, в нынешние времена, застывшие в трех минутах от ядерной полуночи, наверное, даже больше, чем в 1986-м "советском" или 2011-м "премьерном" годах.

7/10

Билеты на показы фильмов "Края света" можно взять на bilet.sakh.com.

ООО "Сах.ком". Юридический адрес: Южно-Сахалинск, Ленина, 317б.

ОГРН: 1046500642264.

16+

Подписаться на новости