Александр Хорошавин о внутрянке выборов в гордуму и о том, доживет ли он до правосудия
Александр Хорошавин больше четырех лет сидит в СИЗО. Недавно его ненадолго по ошибке вывезли в колонию в Хабаровский край (прогулялся), а потом вернули обратно. Во-первых, по его первому делу о взятках идет обжалование в кассации, а во-вторых, в Южно-Сахалинском городском суде все не начнется рассмотрение выборного дела, где, по версии следствия, экс-губернатор Сахалинской области возглавлял преступную группу, чтобы помочь ряду кандидатов в депутаты от ЕР пройти в гордуму в 2014 году.
Накануне аналогичных выборов, в то время, когда все те же депутаты из списка Лобкина (Андрей Лобкин рассказал в фамилиях и цифрах, как было дело) снова хотят засесть в думу, главред Sakh.com поговорила с Александром Хорошавиным, чтобы вспомнить и напомнить. Потому что самое время.
***
Александр Хорошавин: Надо сказать, что это дело, будучи до сегодняшнего дня не доведенным до суда, уже имеет свою историю. Расследование дела длилось 51 месяц, то есть 4 с лишним года из банальной выборной кампании даже не регионального, а местного городского уровня, следственный комитет и прокуратура ваяют резонансное коррупционное преступление. На этот раз мне предъявлено обвинение в получении взяток от кандидатов в депутаты Азизова, Акопяна, Альперовича, Арендаренко, Артеменко, Болутенко, Гринберга, Зайцева, Малькова, Сидоренко, Тена, Цоя, Шарифулина за обеспечение выдвижения их партией "Единая Россия" в качестве кандидатов путем доведения до сведения регионального и местного отделения партии своего волеизъявления относительно необходимости принятия решения по вышеуказанным кандидатам.
В результате моего "влияния" на представителей партии 10 июля 2014 года на конференции местного отделения были выдвинуты в качестве кандидатов в депутаты вышеприведенные лица, так же данным лицам оказывал содействие в подготовке и ведении их избирательной кампании. В отношении остальных кандидатов в депутаты, не выдвигавшихся от "Единой России": Бурдюгова, Короткова, Кузьменко, Луценко, Лексина — я просто оказывал содействие "в подготовке и ведении" их избирательных кампаний. Основными доказательствами являются показания все того же небезызвестного Горбачева (экс-руководитель секретариата Хорошавина, на словах которого выстроено первое дело — прим. автора), вышеприведенных депутатов, экспертизы и прослушки из первого дела, не имеющие никакого отношения к этим городским выборам, показания политтехнологов. Общий объем дела — 141 том, 90 из которых материалы по прекращенному эпизоду.
Чем же были примечательны выборы 2014 года? Незначительное отличие кампании 2014 года заключалось лишь в том, что одновременно проводились выборы депутатов гордумы и мэра города Южно-Сахалинска.
Другой особенностью тех выборов было изменение системы голосования. Если ранее 50% депутатов думы избирались по списку от партии, а 50% — прямым голосованием по мажоритарным округам, то в 2014 году все 100% депутатов избирались прямым тайным голосованием населения. Так же избирался и мэр. Это предложение было внесено депутатами уходящей гордумы, область его поддержала, ведь основная идея заключалась в том, что люди должны были знать, кого они конкретно избирают, и могли общаться с кандидатами напрямую.
Вернемся к сути предъявленного обвинения. Для того чтобы понять его несостоятельность, достаточно рассказать о процедуре выдвижения кандидатов в депутаты и проведение самой избирательной кампании, включая ее финансирование.
В избирательную кампанию любого уровня вовлечено всегда большое количество людей и структур, ответственных за это направление в работе. Это ПСО, администрация города, где проводятся выборы, избирательные комиссии — городские, окружные, участковые, партии и внепартийные объединения избирателей, сами кандидаты, доверенные лица, агитаторы, политтехнологи, собственно избиратели.
Муниципальный уровень в соответствии с законом о местном самоуправлении — это самостоятельная ветвь власти, не входящая в систему органов госвласти. Если говорить о периоде подготовки к выборам, то начат он был еще в конце 2013 года, подготовкой занимались Лобкин Андрей., гордума, горизбирком, координатор от администрации области вице-губернатор Братыненко Дмитрий. Потом персоналии менялись, и происходило это неоднократно, на протяжении всего периода выборов в рабочем порядке.
В конце 2013 года Братыненко была подготовлена смета, проработан список политтехнологов, которым предстояло заниматься данными выборами. Неоднократно на рабочих совещаниях докладывалось о том, что подготовка к выборам ведется. Безусловно, область держала руку на пульсе, да это и было обязанностью каждого губернатора — знать, что у тебя происходит в регионе. Между тем, роль в кампании такого уровня у губернатора минимальная, поскольку, как я уже говорил, муниципальный уровень — это абсолютно самостоятельный уровень власти, подотчетный только населению. На федеральных и региональных выборах моя роль была важнее и сложнее, поскольку я возглавлял список кандидатов от партии ЕР. В 2014 году всё ограничивалось контрольными функциями, поскольку выборы проводились не только в Южно-Сахалинске, но и в целом ряде муниципалитетов области.
Давайте разберемся, как же происходит выдвижение кандидатов от партии, в частности, от ЕР. Весь процесс надо разделить на два этапа — до конференции городского отделения партии, которая официально выдвигает кандидатов, и после конференции, когда кандидатуры уже определены, и выборную компанию ведут выдвинутые кандидаты совместно с партией или при содействии партии. Конференция Южно-Сахалинской городской партийной организации ЕР прошла где-то в июне-июле. До этого южно-сахалинским партийцам надо было определиться с выбором кандидатур. Процесс это длительный, он начался ещё в 2013 году. Здесь используются самые разные варианты подбора, а именно:
- рассматриваются уже действующие депутаты, анализируется отношение к ним избирателей;
- анализируются возможности членов партии, пожелавших быть выдвинутыми от партии ЕР впервые;
- через механизмы анкетирования запрашиваются избиратели — кого бы они хотели видеть своим представителем в гордуме, а также другие механизмы, которые задействуются до конференции.
22 января 2014 года, как следует из материалов данного дела, было принято решение президиума регионального политического совета Сахалинского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия", согласно которому президиум решил принять участие в данных выборах, согласовать кандидатуры в депутаты, подготовить проект предвыборной программы партии, назначить куратора и другое:
Затем в партии ЕР существует такой механизм, как праймериз — это предварительные голосования жителей избирательного округа, когда в бюллетенях значатся только представители партии Единой России. 30 апреля 2014 года, согласно протоколу заседания организационного комитета (который также приобщен к материалам дела), было принято решение по проведению предварительного голосования по определению кандидатур в депутаты:
Далее к данному решению был приложен список из 75 кандидатов в депутаты и 4 кандидатур в мэры.
После всей этой работы городской партийной организацией формируется список кандидатур на каждый округ от партии. Этот список предварительный, т.к. он передается на рассмотрение в региональную партийную организацию, т.е. в политсовет Сахалинской областной парторганизации. На этом этапе список попадает на рассмотрение ко всем членам политсовета, для замечаний и корректировки. После прохождения этого предварительного этапа направляются запросы в МВД, ФСБ, прокуратуру и СК на предмет проверки по поводу судимостей, возбужденных дел против лиц из списка и т.д. Далее список с замечаниями или без таковых возвращается от силовиков в политсовет областной организации и направляется в Москву в федеральный ЦИК ЕР на рассмотрение и согласование. Этот список утверждается ЦИК с теми или иными корректировками и возвращается обратно в область, и вот этот-то список в обязательном порядке выносится на голосование конференции городской партийной организации, её депутатов.
Именно на конференции делегатами прямым тайным голосованием избираются кандидаты в депутаты гордумы от партии ЕР, фамилии которых затем вносятся в бюллетень для тайного голосования на избирательном участке. Кстати, в материалах настоящего уголовного дела данный протокол результатов голосования на конференции отсутствует, приобщение его в материалы дела, по всей видимости, рушит "стройную" конструкцию обвинения.
Так кому я мог содействовать, каким особенным образом влиять на этот список? О каких взятках тут может идти речь?
Немаловажным является вопрос финансирования избирательной кампании. Если говорить о самой выборной компании 2014 года, то она с точки зрения финансирования принципиально ничем не отличалась от десятков и сотен других, прошедших ранее, как в России, так и на Сахалине кампаний по выборам президента, депутатов Госдумы, региональных дум, выборы городского уровня, так и нынешних современных кампаний, да и в будущем они будут проводиться ровно по такому же установившемуся алгоритму.
Избирательная кампания — вещь достаточно дорогая, и все партии привлекают добровольные пожертвования от физических и юридических лиц. Первоначальная смета, составленная на кампанию 2014 года, была предложена в размере 170 млн рублей, в конечном итоге привлекаемые партией политтехнологи защитили ориентировочную смету в размере 120 млн руб. По ходу кампании она была ещё урезана до 80 млн рублей, что подтверждают изъятые в ходе следствия сметы расходов.
Назначение денег было определено изначально. Это был избирательный фонд, сформированный из пожертвований, и деньги эти были потрачены именно на выборы всех кандидатов от партии. Не все кандидаты, пожертвовавшие деньги на выборы, были в конце концов избраны депутатами, как не все кандидаты в депутаты жертвовали деньги в фонд: у кого-то таких возможностей попросту не было, но они были избраны. Избирательный фонд был единый, и деньги шли на поддержку всех кандидатов, независимо от того, жертвовали они что-либо или нет. В конечном итоге выборы 2014 года и мэра, и депутатов обошлись в 80 млн руб. Около 40 млн руб. ушло на избирательную кампанию кандидата в мэры города (полагаю, что ему не могло быть неизвестно об этом), остальное финансирование различного рода агитационных мероприятий, материалов, проведение соцопросов и т.д. Около 25 млн руб. — это содержание политтехнологов, что, собственно, ими было подтверждено.
Будучи допрошенными в рамках настоящего уголовного дела политтехнологи Ермилов Д., Метелев Д., Загнойко К., Гулиджанян А., Сазанов Д. показали, что оплату за свою работу в качестве политтехнологов на выборах гордумы 2014 года получали наличными денежными средствами в среднем 300 тысяч рублей в месяц от Шипило Д., который, с их слов, был руководителем избирательного штаба. Шипило Д., Жигалко А. также подтвердили, что оплату за свою работу в качестве политтехнологов получали наличными. Из СМИ мне известно, что некоторые из перечисленных выше политтехнологов привлечены и на выборы 2019 года (это факт — прим. автора). Объем финансирования избирательной кампании в размере 80 млн руб. подтверждают и Горбачев, и Макаров, а 40 млн руб. продолжали находиться в сейфе правительства, они никуда не были израсходованы, а были оставлены на будущие выборы и изъяты следствием в день моего задержания.
Вот что это были за деньги и для чего они были предназначены, а в соответствии с этим предназначением и использованы.
Так о каких же взятках идет речь? В какой сумме?
Что касается вашего вопроса, почему депутаты согласились со следствием в том, что они давали взятки на выборах, то, прежде всего, согласились не все. Несогласных немного, но это люди принципиальные, и своими принципами они не поступились. Но большинство действительно в ходе следствия "переобулось" и, хотя напрямую никто о взятках не говорит, высказали сомнения. Что делать — человек слаб. Между тем некоторым из них это не помешало заявиться в качестве кандидатов на предстоящие выборы, а некоторые уже успели стать депутатами областной думы.
Вы спрашиваете — зачем силовикам, которые посадили меня на 13 лет, ещё одно дело?
Этот вопрос надо бы задать силовикам, интересно послушать их ответ. Если хотите мое мнение, то, высказывая его, я бы предложил вернуться в 2015 год. Вернуться в ту атмосферу истерии, которая нагнеталась вокруг меня, других сотрудников правительства области, да и не только области, но и муниципалитетов, бизнес-сообщества. Дела возбуждались и возбуждались, доходили до суда, прессу "била пляска св. Витта" по поводу и без. "Бонусы" всей этой истории получили федералы, которые, кстати, не стали заниматься выборным делом, понимая его заведомую надуманность, и наличие политической составляющей, которую надо было комментировать, и самое главное — нести ответственность за принятые решения. У нас ведь как — главное дело начать, а дальше уже каток катится сам по себе, и никто в дело не вникает. Что, собственно, и в этом деле происходит.
Я сейчас иной раз задаю рабочие вопросы следователям, т.к. продолжаю знакомиться с делом: "Вы с этим порядком знакомились…? Вот об этой процедуре знаете…?". В ответ пожимают плечами, ответ, как правило, один — я этим делом не занимался, его не расследовал, ничего сказать не могу. Но это не помешает довести его до суда и до обвинительного приговора.
Что касается приговора. Мне очень хотелось бы дожить до настоящего правосудия. Чтобы приговор не был перепечатанным обвинительным заключением с теми же орфографическими и пунктуационными ошибками, а был результатом настоящего, независимого, объективного, компетентного правосудия. Чтобы судья не был "украшением стола", а действительно интересовался, разбирался в сути дела и принимал решения не по команде, а по совести, по смыслу и духу закона.
Но пока такое время не наступило, а потому не должно быть никаких иллюзий. От чего тюрьма отучает голову в первую очередь — это от иллюзий. Всё пойдет по накатанной колее. Ну подумайте сами. Кто ответит или возьмёт на себя ответственность за возврат или прекращение дела, за эту пятилетнюю "показуху", за аресты и заключения невинных людей?
Наверняка за это время, за так называемое "успешное" расследование, получены бонусы, кстати, руководитель следственной группы по этому уголовному делу Пазилов А. продвинулся по карьерной лестнице — перевели в Москву ГСУ СК РФ. Так что иллюзий нет никаких. Я от них давно излечился. Приговор будет.
Что касается самочувствия — жаловаться не намерен. Будем работать, настрой на работу зависит не только и не столько от состояния здоровья, сколько от характера, от внутреннего чувства правоты, от воли.
Дело будет передано в суд, я думаю, ближе к концу года. Конечно, это связано с выборами не только городскими, но и региональными. Конец года — это удобно, уже и выборы пройдут, и забыть о них успеют. На сегодняшний день активность по делу заметно снизилась, в очередной раз суд продлил срок ознакомления до 27 октября, иными словами, "дал возможность" провести выборы в спокойной обстановке.
Я вполне нормально отношусь к тому, что многие депутаты из списка Лобкина снова идут в гордуму. В первую очередь, это говорит о том, что работа, проделанная в 2014 году, была не напрасной, механизм подбора кандидатур эффективен, люди доверяют. Если люди идут на повторные выборы, а там спрос, как правило, выше, значит, чувствуют и собственные силы, и поддержку населения. Это подтверждается ещё и тем, что за прошедший период времени часть депутатов гордумы, избранных в 2014 году, перешли на другой более высокий уровень представительства — в областную думу, некоторые перешли на работу в исполнительные органы власти. Хотя вызывает некоторое удивление, что по уголовному делу эти люди проходят как взяткодатели. Против них возбуждались уголовные дела, которые затем, при получении нужных показаний, были закрыты. Возникает резонный вопрос — так были ли взятки, были ли нарушения закона? А сами так называемые "взяткодатели" чувствуют себя преступниками?
В заключение мне хотелось бы сказать несколько слов жителям Сахалина и Курил. Я был и остаюсь сахалинцем, прожил здесь всю жизнь, и судьба островов, конечно, мне небезразлична. Думаю, население Сахалина и Курил осознанно и критично подойдет к избранию себе лидеров, которые должны найти все управленческие решения и реализовать их в жизнь. Это дело их чести, совести, умения, ответственности.
А жителям островов хочу пожелать мудрости и терпения.