"Мальчик русский" закрыл конкурсную программу фестиваля "Край света"
Неделя кинематографа плавно подходит к концу, и остается все меньше времени, чтобы оценить картины приезжих режиссеров и проголосовать за тот, что понравился больше всего. В четверг конкурсная программа завершилась фильмом "Мальчик русский", дебютным кино режиссера Александра Золотухина.
Рассказ о Первой мировой войне перекликается с репетицией оркестра, но попытки провести параллели между наставлениями оператора, текст которого перекликается с фронтовыми кадрами, не получается. Все эти "после шестнадцатых — живее и легче", "адажио", "арпеджио" остаются непонятным дополнением. В то время как музыкальное сопровождение хорошее, классика, тут уж ничего не скажешь. Рахманинов — один из самых выдающихся композиторов прошлого столетия, а произведения грамотно подобраны. Сама музыка как дополнительное средство выразительности то усиливает тревожность и беспокойство, то настраивает на лиричный лад.
Но сама идея не совсем понятна, можно приводить метафоры про коллективный труд, искать какой-то скрытый смысл, но не получается. Просто непонятно, и сказать, что фильм потерял бы что-то, оставив только музыку, убрав саму линию с репетицией, не получается. Вроде бы интересный ход, но поиски параллелей больше отвлекают от основного повествования, чем дополняют его.
А в основном действии мальчик, как ясно из названия, — русский. Он пришел на фронт, чтобы немцев стрелять, да медали завоевывать, но по сути ещё ребенок. Главный герой во время бомбежки и газовой атаки лишается зрения, но уговаривает не отправлять его домой, не из каких-то патриотических соображений, просто домой ему почему-то нельзя. Да и кино в принципе не о героизме, а о человеческих взаимоотношениях.
Находится для слепого мальчишки и подходящая работа — с помощью специального устройства он слушает приближающуюся авиацию и дает сигнал тревоги. Здесь же он и сближается с фронтовым товарищем, которому пришлось взять на себя опеку за слепым молодым солдатом, которому вечно не сидится на месте и, несмотря на травму, хочется быть самостоятельным.
Режиссер говорит, что на фронте люди проявляют свои худшие качества, но в то же время есть место подвигу. Этот парадокс он и хотел показать, но это не кажется чем-то новым, Первая или Вторая мировые войны, здесь это не так важно, историческая подоплека больше выглядит, как декорации.
А если говорить о чувствах, то все то же самое можно увидеть практически в любом фильме о войне, правда, здесь не было картинных криков "За родину, за Сталина", что обусловлено как раз исторической составляющей фильма и опять-таки больше говорит о декорациях, чем о чем-то более значимом.
Если говорить о людях, то, как и в любом коллективе, в любое время, есть условно хорошие персонажи, которые заботятся о слепом мальчике, помогают одеться, успокаивают, когда тот просыпается в лазарете. А есть условно плохие персонажи — они отправляют его за стол к офицерам, а позже смотрят, как парня наказывают за случайно опрокинутую тарелку.
Это не ново, и дело даже не в войне. Просто такова человеческая природа, это о коллективном, тоже самое не редко происходит в школах — кто-то травит слабых, отличных от остальных, кто-то наоборот заступается. Это уже не о войне, фронте, жизни или смерти, это о человеке. Кто-то готов взять кредит на лечение собаки, а кто-то пройдет мимо умирающего человека.
При этом какого-то развития в характерах персонажей разглядеть не получается. Да, мальчишка быстро взрослеет, хоть и все ещё сохраняет свою детскую непосредственность — это режиссер показывает отлично. Но дальше рассуждать о характерах героев не хочется, им сопереживаешь, но они слишком простые, не хватает некой неоднозначности.
Сам фильм выглядит как целое и законченное произведение, начало и финал почти дублируют друг друга с визуальной стороны, за исключением одной существенной детали. Открывают кино свободные солдаты, а завершает взятое в плен войско. И все это под своеобразную музыку Рахманинова, которую сложно спутать с чем-то другим, у XX века свое неповторимое звучание.
Трогательно ли? Да. Цепляет? Тоже да. Каждый взрыв задевает что-то внутри, это обычная реакция на все исторические картины — здесь сразу и о воспитании с чувством гордости за подвиги солдат, и о психологии — своим больно и страшно, нужно сочувствовать, нужно сопереживать. А музыка, о которой сказано выше, усиливает эффект.
Но и пересматривать картину на досуге больше не хочется, фильм трогательный, но и тема ведь беспроигрышная, на кровавой российской истории можно спекулировать бесконечно, это мы видим в основном на 9 Мая, а тема Первой мировой, хоть и об этом же, но менее популярна среди режиссеров.
"Мальчик русский" — фильм однозначно неплохой, просто от фестиваля "Край света" по традиции ждешь чего-то большего, чего-то спорного, хочется испытывать целую гамму эмоций, делать для себя какие-то открытия. А здесь нет ничего, чтобы выделило картину среди других: манера съемки, музыка, сюжетная линия — все это, конечно, всегда индивидуально, но почему-то звучит одинаково и об одном и том же.
6/10