Защитники природы не согласны с решением по уборке склонов "Горного воздуха" от ветровала
В Сахалинской областной думе обсудили, что делать с ветровалом на склонах спортивно-туристического комплекса "Горный воздух". Тайфун повалил большой объем леса в 2015 году. Погибшие деревья планируется вывозить в районе гор Красной, Майорской, а также рек Еланьки, Рогатки и Хомутовки. Мнения участников заседания разделились: ученые и экологи уверены, что ветровал не нужно трогать, он сам сгниет, никак не навредит окружающей среде и сэкономит бюджет. Но чиновники действуют в рамках правил, существующих нормативов и законов, которые не могут нарушать.
В начале ноября у областных депутатов состоялось
— С учетом финансирования и мощностей автономных областных учреждений при участии арендаторов лесных участков с 2015 по 2018 год проведены санитарно-оздоровительные мероприятия на площади около 1000 гектаров. В первую очередь проводится уборка ветровальной древесины вблизи спортивных объектов, мест отдыха граждан, населенных пунктов с учетом существующей лесной инфраструктуры. Кроме того, уборка ветровальной древесины проводится гражданами в рамках заготовки древесины для собственных нужд. В соответствии с лесным планом Сахалинской области ежегодно министерством организовывается проведение обследований на предмет санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений. В объеме 2019 года обследование проведено на площади 24 тысяч гектаров. В настоящее время, по результатам наблюдения за ветровальными участками, большая часть древесины имеет признаки грибной биоты, что с учетом влажного сахалинского климата в короткие сроки приведет к гниению и полной минерализации древесного отпада, — отрапортовал Корнев. — В 2018 году показатель при проведении уборки ветровала достиг 308 гектаров, финансовые затраты — 21 миллион рублей. В 2019 году за счет средств из федерального бюджета мероприятия проведены на площади 450 гектаров, что составило 45,5 миллиона рублей. В районе горы Красной на уборку 19 гектаров потратили 4 миллиона рублей.
На территории лесного фонда данный ветровал может убираться за счет средств федерального бюджета. Соответственно, арендаторы участков обязаны убирать поваленные деревья за свой счет. В ходе рабочего совещания, добавил министр лесного и охотничьего хозяйства, была достигнута договоренность, что те участки, которые на сегодняшний день не входят в аренду "Горного воздуха", будут оформляться в аренду и очищаться.
Уборка арендованных участков начнется с января 2020 года. И. о. министра спорта Артем Подшивалов отметил, что эту работу на спортивных объектах планируется закончить в 2021 году, а на участках, которые минспорт получит дополнительно в аренду, — в 2022-м.
Депутат Александр Болотников поинтересовался, почему ветровальный лесфонд не передали предпринимателям, чтобы не тратить бюджет? Минлесхоз ответил, что никто не изъявляет желания. Древесина, полученная в результате санитарно-оздоровительных мероприятий, не имеет коммерческой стоимости и не может быть реализована на внутреннем рынке.
Член организации "Экологическая вахта Сахалина" Роман Шатров отметил, что со времен урагана прошло практически пять лет. Часть стволов уже перегнили и продолжают хорошо гнить в наших условиях, они становятся органикой.
— Если там уже высокий подрост в несколько метров, зачем тогда убирать? Учитывая, что зимний покров в этом году обещает быть таким же маленьким, как и в прошлом году, мы повредим этот подрост. Кроме того, для этого нам опять придется строить дороги, обследование на краснокнижные виды в районах рек не проводилось. Уже само все зарастает, перегнивает, и необходимости на самом деле большой нет, — сказал Роман Шатров. Владимир Корнев с ним полностью согласен с бытовой точки зрения, но министерство действует в рамках существующих нормативов и законов.
Шатров рассказал про коллег из Владивостока, которые ежегодно проводят мониторинг в районе реки Рогатки, и они заявляют, что уборку ветровала проводить не нужно. Все восстанавливается, и экологический ущерб, причиненный уборкой, будет не оправдан. Но это частное мнение, ответил Корнев, и напомнил, что у министерства есть четкие требования, установленные действующим законодательством, которые надо соблюдать.
Представитель ботанического сада Виктор Шейко тоже упомянул приморских коллег. Помимо того что они проводят собственные исследования ветровалов в разных районах Дальнего Востока, включая Сахалин, они также анализируют данные климатологов. Эти обобщения привели к выводу, что это только начало, следствие глобального изменения климата, и такие ураганы нас будут продолжать посещать, причем по нарастающей. Следующим этапом станет смещение к Сахалину тех климатических особенностей, которые сейчас характерны для острова Хонсю. Его по несколько раз в год посещают тайфуны с наводнениями, аналогичные Филлису.
— Такой еще интересный факт. Например, маленькая Финляндия умудрилась обогнать Россию по объемам заготавливаемой древесины. Это связано с тем, что в Финляндии, Швеции правительство уделяет огромное внимание науке, которая как раз исследует эти закономерности возобновления лесов. Финская и шведская наука по этому поводу думает, что ветровалы убирать не надо вообще, кроме тех мест, где они мешают местам отдыха, проходу людей и т. д., потому что иначе уменьшается биоразнообразие, и это также может привести к неконтролируемым вспышкам отдельных видов. Уборка также приведет к обеднению почвы. В качестве примера приведу проплешины выше дороги на Лесное с водохранилища, которые до сих пор не заросли естественным образом, потому что там был уничтожен почвенный слой, деревья вывезены и почва обеднела, — рассказывает сотрудник Сахалинского ботанического сада. — Уже упоминалось, что на тех местах, которые выделены под уборку, нет краснокнижных видов. Это не так. Было проведено обследование территории, где планируется построить комплекс трасс и канатных дорог на гору Острую. Там насчитано 55 тысяч экземпляров растений, в основном из Красной книги России, которые попадают под уничтожение трассами. Это экологическое преступление.
В финале заседания депутаты Игорь Янчук и Анатолий Кочнев сошлись во мнении, что не нужно вмешиваться в природу, но вблизи населенных пунктов в целях безопасности ветровал надо убрать, чтобы исключить пожароопасную ситуацию. Их коллеги Александр Болотников и Светлана Иванова напротив считают, что ветровал понижает туристическую привлекательность региона, и оставлять в таком виде склоны "Горного воздуха" нельзя. Тем не менее народные избранники поддержали решение комитета по расчистке земель от поваленных деревьев.