Южно-Сахалинск, Долинск и Анива рискуют встретить новый год с заваленными мусором дворами
Пока сахалинцы готовятся к Новому году, региональный оператор по обращению с коммунальными отходами столкнулся с неожиданной проблемой — перевозчики отказываются заключать договоры с вечным должником. Это могло бы быть обычным провалом "мусорного" зампреда правительства Владимира Сидоренко, но ситуация становится критической, ведь 1 января сразу в нескольких районах области отходы просто перестанут вывозить.
Конфликт между бизнес-структурами и властью назревал давно. Начиналось все с маршрутных графиков, потом перетекло в сложности со сверками объемов вывезенного мусора, а затем трансформировалось в долги за оказанные услуги. Перевозчики мусора стали жертвами хаотичной работы госструктуры — по закону они сами не могут изменить маршрут движения или второй раз подъехать на ту же самую площадку. С 1 января 2019 года все это должно делаться исключительно по воле АО "Управление по обращению с отходами", где учредителем является правительство Сахалинской области.
Главная проблема, с которой столкнулись подрядчики, — непроходящая задолженность регионального оператора по обращению с отходами. Например, оплата за вывезенный в феврале мусор дошла до некоторых только в июле. Все это время организации должны были работать за свой счет, хотя по договору управление должно платить ежемесячно.
На одном из инвестиционных советов заместитель председателя правительства Сидоренко пояснил, что есть спорные моменты, когда перевозчики "приписывают" лишний объем мусора и пытаются присвоить себе бюджетные деньги. Жаль, что на заседания инвестсовета пускают не всех — подрядчикам ведь тоже есть что рассказать.
Примерно в конце 2018 года на Sakh.com были размещены объявления о том, что региональный оператор ищет инспекторов, которые бы проверяли нас, — рассказывает один из участников рынка, — людей наняли, теперь каждый заезд мусоровоза на свалку контролируется, объемы контейнера мусоровоза известны, кроме того, инспектор в любой момент может его осмотреть. На автомобилях установлен модуль "Глонасс", так что в интернете видно перемещение машины от контейнеров в микрорайоне до места выгрузки отходов на свалке. Обвинения профильных ведомств звучат просто смешно.
Постепенно ситуация стала накаляться. Летом этого года даже крупным компаниям пришлось непросто, маленьким субподрядчикам — вдвойне. Закупка топлива, запчастей, заработная плата сотрудников и постоянные задержки оплаты привели к необходимости кредитоваться. Обращения к региональным властям не дали результата — финансирование было заложено под объемы мусора, указанные в территориальной схеме по обращению с отходами. Схему в 2016 году разработало АНО "Институт развития регионов" за 20,5 млн рублей. Одним из условий технического задания было требование к достоверности схемы и объемов твердых коммунальных отходов. С ними-то и промахнулись — в реальности мусора оказалось более чем в два раза больше, чем в бумагах московских "ученых", а финансирование закладывали под объем работ из отчетов. Отсюда и возникли долги. Из местных специалистов к работе была привлечена член общероссийского народного фронта и инвестиционного совета при губернаторе Софья Ким. Участие в работе над схемой она не отрицает, но говорить об этом не горит желанием.
Апогеем конфликта стало желание власти выдавить частные компании с рынка — через администрацию города Южно-Сахалинска началась закупка мусоровозов. В августе вопрос о необходимости приобретения спецтехники за счет средств бюджета поднял депутат городской думы Южно-Сахалинска Игорь Логвинов, глава "ЭкоСити", занимающегося вывозом мусора.
"Зачем покупать технику за счет бюджета, если она уже есть у бизнеса? Если нужны дополнительные машины — мы сами готовы их купить, а деньги бюджета на детей и стариков направьте, — заявил на заседании инвестиционного совета при губернаторе Логвинов, — может быть, у регионального оператора есть желание удалить кого-то с рынка? Если нет желания "давить" перевозчиков, а машины уже куплены — отдайте их в аренду."
Валерий Лимаренко критически отнесся к покупке мусоровозов за счет бюджета — на протяжении десятка лет частные структуры сами покупали для себя технику. Он поручил рассмотреть возможность передачи спецтехники в аренду, при этом вопрос должен был быть решен в конце августа. Передача техники, конечно, не состоялась, а контроль за исполнением поручения, по всей видимости, никто в правительстве не вел.
Кстати, примерно тогда же Лимаренко поручил Сидоренко встретиться с представителями организаций и найти общий язык. Встреча состоялась только в ноябре и была вынужденной — у властей заканчивались контракты на вывоз отходов, были объявлены торги на вывоз мусора с 2020 по 2023 годы.
— Зачем вы поделили Южно-Сахалинск на 10 лотов [ранее было 4 зоны обслуживания]? Вы понимаете, что разрушите маршрутные графики вывоза мусора, а новых маршрутов у вас нет?" — возмутился представитель перевозчика ТКО ООО "Мехуборка Сервис".
— Это было сделано по совету силовиков", — ответил зампред Сидоренко.
— Что с передачей спецтехники в аренду? Когда планируется проведение торгов?" — задал вопрос представитель ООО "ЭкоСити".
— Техника в аренду передаваться не будет, ее отдадут МУП "ЖЭУ-10", — отрезал Сидоренко, — кроме того, часть вывоза отходов в Южно-Сахалинске перейдет "ЖЭУ-10" без проведения конкурсных процедур.
Сказать, что такие заявления вызвали удивление у собравшихся — ни сказать ничего. От нового губернатора ждали честных и прозрачных условий для ведения бизнеса — дождались силового передела рынка. Впрочем, губернатором могли попросту прикрыться. Стал бы губернатор заниматься распределением контрактов на вывоз отходов в Южно-Сахалинске? Звучит сомнительно. Мог ли в этом быть заинтересован Сидоренко? Повод для размышлений.
В связи с заявлениями Сидоренко агентство запросило комментарии у губернатора Сахалинской области (или, по крайней мере, у его пресс-секретаря) об участии пресловутых "силовиков" в распределении подрядов и отказе в передаче спецтехники (ведь Лимаренко сам распорядился это сделать). В ответ получило отписку от департамента информационной политики правительства Сахалинской области. Самое интересное в том, что отписка слово в слово повторяет рассуждения Сидоренко. Получается, что все это время хвост вилял собакой — поручения губернатора были пустым звуком.
Это, впрочем, уже не столь важно. Бизнес решил голосовать ногами: на аукционы по вывозу мусора в Южно-Сахалинске (1,5 млрд рублей), Долинске (140 млн рублей), Аниве (267 млн рублей) не пошел ни один подрядчик.
— Вывоз мусора — это малая часть тарифа, по которому собирает деньги региональный оператор, при этом мы получаем их с полугодовой задержкой, — рассказывает представитель ООО "Чистый город". — Мы обсчитали реальную стоимость затрат и решили отказаться от участия в аукционах. Это кабала и банкротство.
— Могу поставить только низкую оценку работе правительства, — рассказал на заседании декабрьского инвестиционного совета заместитель генерального директора ООО "Аполлон", — совещания проводятся с начала года, а в конце года нам поставили такие условия работы в Анивском районе, что мы решили не участвовать в аукционе на будущий период.
Кроме того, один из перевозчиков подал почти десяток жалоб в Федеральную антимонопольную службу на закупки АО "Управление по обращению с отходами". ФАС встал на сторону жалобщика — жалобы были признаны обоснованными, по ним заказчику были выданы предписания. Кроме того, комиссия регионального управления службы передала материалы для возбуждения дел об административных правонарушениях. Ирония заключается в том, что в случае наложения штрафа он будет оплачен за счет денег населения — это единственный вид деятельности АО "Управление по обращению с отходами".
До Нового года осталось 13 дней. Хочется пожелать чего-то огромного и несбыточного. Но в наших реалиях хочется надеяться, что правительство Сахалинской области сможет организовать хотя бы вывоз мусора на новогодние праздники.
Кирилл Кобяков.