Для констатации смерти сахалинских сел предлагают создавать комиссии в районах
О том, что делать с селами, которые подлежат
Казалось бы, взять всех и пересчитать, но не так-то просто. В законе есть одна норма, применить которую в нынешних условиях не получается. Дело в том, что федеральные органы власти не уполномочены предоставлять региону ряд документов, а без этих справок невозможно будет с точностью до человека и до квадратного метра узнать, проживают ли в населенном пункте граждане, имеется ли там частное имущество.
Законом Сахалинской области нельзя обязать федеральные органы власти предоставлять такие справки. В связи с этим, проанализировав практику других регионов по вопросу упразднения территориальной единицы, депутаты предлагают создавать специальные комиссии. Именно они должны будут разбираться, проживает ли кто-то во внешне давно умерших селах, находится ли земля и недвижимость в собственности физических и юридических лиц.
Предполагается, что такая комиссия может быть создана органом местного самоуправления, так как именно районная администрация обладает информацией о состоянии населенного пункта, знает о гражданах, которые там живут или не живут. В законопроекте, который находится на обсуждении в облдуме, говорится, что не стоит обременять федеральные органы власти предоставлением справок, нужно просто создать такую комиссию. Эта практика в России не нова. При сборе информации можно руководствоваться данными из домовых книг, паспортных столов.
— Критериев нет, как мы можем комиссии отдать это право? — вот главное, что интересовало депутата Ирину Никитину. — Как мы можем вообще установить непроживающих, я пока не представляю. Человек может быть зарегистрирован, но не жить там.
Коллега Никитиной Виталий Гомилевский заметил, что речь идет не о городах-миллионниках, а всего-навсего о селах, которых, по сути, уже нет, просто их отсутствие нужно официально закрепить.
— В селах всегда более ответственно подходили к этому вопросу, — сказал Гомилевский, имея в виду ведение домовых книг и учет населения. — Это не городские ЖЭКи. Там сидел в сельском совете, а потом в территориальном отделе специальный человек, паспортист, и сегодня он там есть, и ведется этот учет. Они целы, эти книги, справку получить — и все.
Однако загвоздка в том, что закон Сахалинской области требует не такую выписку, а справку из миграционной службы. А оттуда ее предоставить невозможно. Пока понятно лишь то, что механизм выхода из законодательного тупика предстоит детально продумать. В Сахалинской области, по словам депутатов, около 40 сел, которые нужно упразднить. Запросы поступают из Тымовского, Углегорского и других районов.
— А что с землей? — поинтересовалась Ирина Никитина, имея в виду способ доказательства, что она в границах села никому не принадлежит.
Депутату ответили, что в соответствии с законом о едином миграционном учете на Росреестр возложена обязанность вести реестр как по недвижимости, так и по земельным участкам. Вся эта информация находится в открытом доступе, и ее легко можно получить. На этом обсуждение пока закончили.