Открытие сахалинского фестиваля "Утро Родины": пьяные чукчи, клоун-депутат и звезды под "фанерой"
— Завалим мероприятие — всех уволят! — кричит с экрана актер известный по сериалу "Кухня" Дмитрий Назаров.
Так стартует открытие фестиваля "Утро Родины", праздничный концерт вместе с номерами вписан в заранее отснятый фильм. Организаторы попались с чувством юмора и решили посмеяться над собой. По сюжету все проперлись (не приходит другое слово на ум), все контракты подписали на май, а открытие вот уже сейчас. Приходится выкручиваться.
— Я тут загуглил, Сахалин — полуостров, — говорит Андрей Кайков ("Шесть кадров").
— Ага, это Крым полуостров, а Сахалин остров, но он тоже наш, — отвечает Галина Данилова ("Шесть кадров").
Госзакупки обещали немного другой сценарий: некий "ветеран" телевидения, крайне заслуженный и очень известный артист, должен был устроить на один из центральных телеканалов своего племянника, а для этого ему пришлось взять на себя организацию плохо подготовленной церемонии открытия. Звезда, видимо, Назаров, а вот кто племянник — непонятно, наверное, Сергей Жигунов, который в кадре появляется лишь однажды в самом начале и жалуется, что ведущих у него нет. В общем, недоработали сюжет.
Первый номер — краткий пересказ открытия "Детей Азии", именно так его хочется назвать. Куча аляпистых пятен — там танцы и красивые девушки спускаются по трапу самолета, здесь юные гимнастки, тут ростовые куклы, с другой стороны шаманы с народными инструментами. И в какую-то целостную картину это не сливается, в глазах рябит от излишнего многообразия.
Открытий, кстати, было целых три — первое озвучил Сергей Светлаков. Он готовился на май, а сейчас занят, у него "Ургант голый в кокошнике бегает". Но "открыть открытие" с экрана, да еще и за такие деньги (уж явно не о рублях говорят, когда гонорар обсуждают) он время нашел.
— Привет, Сахалин, добрый вечер всем зрителям и телезрителям, я рад открыть третий фестиваль телевизионных фильмов "Утро Родины", а сейчас по традиции для вас прозвучит песня, ставшая гимном всего фестиваля, да что там фестиваля, всего Сахалина. Сегодня она прозвучит в исполнении группы "Wonder Band", — на бегу сказал Светлаков. — Так, 12 тысяч я отработал — дальше сами.
А гимн фестиваля, как оказалось, песня "Ну что тебе сказать про Сахалин", после которой на сцену поднялся губернатор островного региона Валерий Лимаренко.
— Дорогие друзья, сегодня у нас с вами праздник. Во-первых, мы сегодня встречаем международный женский день, восьмое марта. И я хочу сказать, что этот чудесный фестиваль — подарок вам, дорогие женщины. "Утро Родины" — это фестиваль чудесный. Это праздник российского кино. И для нас большой подарок ходить на просмотры фильмов, встречать живых актеров любимых, смотреть, как ведется большая тяжелая работа жюри. И все это — большой праздник киноискусства. Мы, сахалинцы и курильчане, говорим вам — добро пожаловать, "Утро Родины", — позитивно сказал Валерий Лимаренко.
Здесь и нашелся ведущий, им стал Максим Лагашкин, актер, зря что ли на церемонию открытия приехал — решили по сюжету фильма. Ему всю информацию в СМСке скинули.
— Четыре ноль ноль ноль ноль, — читает Лагашкин.
— Это не читай, это гонорар, — с экрана говорит Назаров.
Чувства юмора, в общем, режиссеру было явно не занимать. Сквозило жесткой иронией, на ум приходили избитые фразы в стиле "было смешно, если б не было так грустно". Фильм называется "Любой ценой", однако цена у этого действа конкретная — 9,2 миллиона сахалинского бюджета. И это только фильм.
Вернемся к сюжету церемонии. Любому ведущему нужна соведущая — ею стала Нонна Гришаева. Вот только она тоже не на Сахалине. Нонна в Салехарде, вместе с "Гретой Тунберг" защищает ягель от оленей. Но в кадре актриса находчиво выкручивается из ситуации — любой снег сойдет за сахалинский, а любые "чукчи" (это были именно они по техзаданию) сойдут за японцев. Здесь прослеживалась и параллель с сахалинскими коренными малочисленными народами севера, а заодно сквозило каким-то пренебрежением и к первым, и ко вторым, и к третьим.
Строить шутки, основываясь на сходствах или различиях разных народностей — уже давно признак дурного тона. Организаторы для них для всех, может, тоже на одно лицо. При этом ещё неизвестное, красивое ли.
Тем временем видеоролик с экрана рассказал сахалинцам о конкурсных фильмах: "Дылды", "Жуки", "Мертвое озеро", "Мосгаз. Новое дело майора Черкасова", "Мылодрама" (здесь даже для ролика не нашелся кадр, где женщина не опускалась бы на уровень мужской ширинки), "Победители", "Содержанки", "Толя-робот", "Учителя", "Шторм", "Эпидемия". Этот и ещё несколько коротких роликов обошлись бюджету в 1,5 миллиона рублей.
А церемонию открытия решили разбавить итальянским вокалом.
— Давай начинай, а зал подхватит, — обращаются организаторы с экрана к Лагашкину.
— На итальянском? — удивляется тот.
— Ты что, в первый раз на Сахалине? Для них итальянский, как родной. Пой.
Подхватил в итоге не зал, а уже профессиональные исполнители. И голос прекрасный. Наверное, песня была про Японию — рядом на сцене были девушки в кимоно, а на экране появлялись то цветы сакуры, то традиционные японские постройки. Ну или же изначально и хотели вставить песню на японском, но исполнителя со знанием языка не нашли, а вот шутки про "как родной" и "декорации" решили оставить.
Дальше о наградах — первую уже получил кинорежиссер и сценарист Александр Прошкин. Причем на самом деле он забрал сразу два приза: лотос и поездку на Сахалин, о которой мечтал, кажется, всю свою жизнь.
— У меня просто нет слов. Еще бессонная ночь. Вы знаете, я растерялся, первый раз в жизни, увидев этот грандиозный зал. Я с детства мечтал попасть на Сахалин, это как какое-то, знаете, такое замирание мысли — ну никакого способа попасть на Сахалин не было (здесь Лимаренко должен был встать и вскрикнуть про рейс "Аэрофлота", доступные билеты и активно развивающийся туризм. Спойлер — этого он не сделал — прим. автора). Не я один такой мечтатель, Антон Павлович Чехов называл это заболевание "сахалинез", везде мерещился этот Сахалин в сиреневом тумане, океан, вылечиться от этого дела медикаментозно невозможно. Надо обязательно приехать и это, наконец, свершилось, я наконец попал сюда, спасибо вам огромное, спасибо фестивалю, — выступил Прошкин.
— Дорогие друзья, мне опять повезло, что это огромная радость и огромное удовольствие вручить этот достойнейший приз именно Александру Анатольевичу, который мне очень симпатичен просто по-человечески, и это действительно большой мастер. Назвали фильмы, которые мы все знаем, но зрители моего возраста и постарше помнят ещё вашу "Ольгу Сергеевну", один из первых, вы стояли у истоков многосерийного телевизионного кино, фильм блистательный с Татьяной Васильевной Дорониной. Ещё я очень вам благодарен за экранизацию моего любимого Валентина Распутина "Живи и помни". Это прекрасный и очень мощный фильм, мне очень приятно, что последние свои работы вы снимали в Туле, Тульской области, и жили в Ясной Поляне, мне тоже это очень дорого. Но самое главное, Александр Анатольевич — заядлый рыбак, как и я, а рыбак рыбака, как известно на Сахалине, тут уж точно знают, друг другу рады. Искренне вас поздравляю, — выступил в ответ советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой.
Следом по программе танец на двоих в исполнении одной артистки и представление тех самых лотосов.
— Это потрясающие лотосы, сделанные в технике "костяной фарфор" всемирно известным скульптором Владимиром Каневским, его работы представлены в лучших музеях мира, — объяснил высокую стоимость Максим Лагашкин.
Здесь первый и единственный раз объявили балет Аллы Духовой "Тодес", но выходили на сцену танцоры гораздо чаще.
Сериалы поборются за призы в нескольких номинациях: лучший сценарий, режиссерская работа, музыка, роли (мужские и женские главные и второго плана), приз зрительских симпатий (голосует вся страна на сайте одного из федеральных СМИ), и главная награда — гран-при фестиваля за лучший фильм.
Оценивать будут актеры, режиссеры и сценаристы Юрий Грымов, Роман Каримов, Андрей Мерзликин, Олег Маловичкин, Вера Сторожева, Инга Оболдина, а также композитор Алексей Шелыгин, на представлении которого в видеоролик грубо вклинилась музыка, вероятно, его же, но сделал это тот, кто не очень дружит с монтажом. Председатель — Сергей Урсуляк, он был немногословен.
— Известно, что единственный момент, когда жюри хлопают искренне — это открытие фестиваля. Поэтому я с удовольствием послушаю ваши аплодисменты еще раз, — сказал Урсуляк и все.
Должен был бы быть и Юрий Быков, с ним договорились, закупка завершена, а не отменена, как в случае с теми артистами, с которыми не срослось, а режиссер найти время на Сахалин не смог. Или не захотел. Обещать привезти Быкова стало своеобразной традицией фестиваля.
На сцену вышла Диана Анкудинова с песней "Вьюга".
— А что у неё с голосом? — спрашивали дети у своих родителей в ряду повыше.
С голосом — ничего. Загуглив уже дома видеоролики с участием шестнадцатилетней певицы, поняла, что у девушки очень интересный, своеобразный вокал, слушать приятно. А вот в зале было не очень, дело в акустике "Кристалла", это ледовый дворец, а не площадка для концертов, в некоторые моменты происходящее сливалось в жуткую какофонию, причем не только во время выступления Анкудиновой, но и, например, Долиной.
Зато Нонна Гришаева успела напиться вместе с чукчами, исключительно по сюжету, и правда, кажется, что на реальных событиях снимали.
— Спасибо тебе, Сахалин. А еще не хотела, вот дура, — говорит Гришаева. Она же объявляет воздушного гимнаста.
— А сейчас будет цирк.
— Сейчас? Разве он не давно начался? — спрашивает Лагашкин.
— Такого цирка, как сейчас, ты еще не видел!
А после выступления гимнаста зрителей снова возвращают в кино, которое воспринималось уже как одна сплошная издевка. Возможно, такие чувства были только у корреспондента ИА Sakh.com, люди вроде смеялись. Впрочем, они же смеялись над высказываниями Жигунова в стиле "8 марта — день скорби всех мужчин", не везло, видимо, Жигунову с мужчинами в жизни. Или с женщинами. Вообще, если смотреть кино в другом регионе да с другим подтекстом, с другой историей, то может, было бы и весело. Может быть, было бы весело, если бы в Южно-Сахалинске нашли деньги на то, чтобы зарыть разрытые дворы, переселить всех из ветхого и аварийного, отремонтировать все тротуары, а районы жили бы счастливо и процветали. Но пока этого нет — обидно.
— Ну что тебе сказать про Салехард? Погода здесь ужасная, подружки, её никак не описать в стихах и невозможно пережить без кружки, — поет Нонна с экрана, проводя параллели.
Лагашкин же снова возвращается к женскому дню, будто восьмое марта решили отдать под церемонию открытия специально, а то тем для шуток и вставок не хватало. Восьмое марта, кстати, как и открытие фестиваля, отмечает вся страна "от Москвы до самых окраин", где Сахалин, видимо, окраина.
На сцену позвали клоунесс, чтобы "решить проблему женского одиночества", но решали проблемы отнюдь не женщин, а неодинокого городского депутата Романа Веденеева. Его вытащили на сцену, с ним потанцевали, он потанцевал, все немного друг друга потрогали, познакомились поближе, повеселились. Ведущий шутил про жену и просил вернуть Веденеева в зал, пока из него клоуна не сделали, хотя 100% в первозданном виде народного избранника не сохранили. Настало время открывать фестиваль второй раз, на сцену вышел Сергей Жигунов.
— Добрый вечер, с праздником, дорогие женщины. Я счастлив, что такой день, и, как сказал Валерий Игоревич, мы дарим его вам, в прекрасный женский праздник восьмое марта — день скорби всех мужчин. Наш фестиваль становится все больше, все серьезней, и он становится очень важным для индустрии, огромной индустрии производства многосерийных художественных фильмов, в которой сейчас происходят удивительные процессы, целая революция на наших глазах, и я надеюсь, что результаты работы нашего жюри, такого немногословного и такого авторитетного, через неделю нас всех приятно удивят и поддержат все то, что сейчас происходит в нашей профессии. Я хочу объявить наш фестиваль открытым. И надеюсь, что следующая неделя будет праздником не только для горячо любимого нами Сахалина, но и для всех любителей и поклонников телевизионного и многосерийного и просто отечественного кино, — открыл фестиваль Жигунов в первый раз.
После нескольких вставок про пьяную Нонну и народы севера, которым пить вообще нельзя, ведущую новостей и песню от Сосо Павлиашвили с экрана, настало время наиболее заезженных клише. Якобы один начальник звонит недовольный, но потом первому начальнику звонит второй, повыше — тому на удивление зашло, а значит, и концерт удался.
— Если будет олимпиада, это к нам, у нас все кольца раскроются, — сказал актер.
А тут Жигунов показал, как сильно себя любит, его позвали на сцену во второй раз, чтобы открыть фестиваль в третий.
— Добрый вечер, всех еще раз с праздником 8 марта. Я сейчас понял, почему мы делаем фестиваль в этот день, для того, чтобы не мыть сейчас посуду, — зал запоздало засмеялся скорее из вежливости. — Я надеюсь эта фестивальная неделя будет прекрасной, благодаря нам всем она уже стала смешной. Поэтому я хочу сейчас открыть наш фестиваль "Утро Родины".
Завершила концерт Лариса Долина и снова вставка с кино. Все действующие лица счастливы, концерт спасен, ипотека тоже, никого не уволят.
— Потому что ипотека — это двигатель этого, в общем, вообще всего, — озвучили с экрана почти девиз этого фестиваля.
В целом к отдельным номерам, если вырезать их из контекста, претензий нет. На самом деле, если бы не контекст, то и писать особо не о чем было бы. Тогда бы все прошло хорошо, особенно если выпилить перлы из речей официальных лиц. Потому что — ну покажите мне вселенную, в которой балет Духовой "Тодес" танцует плохо. Или как Лариса Долина может спеть некрасиво, с учетом того, что за запись фонограммы (музыка+вокал) заплатили отдельно (практически на все номера аранжировки с фонограммой голосов стоили 349 тысяч рублей). Еще муж на месте заметил — поет под "фанеру", а мне не хотелось думать о людях плохо, пока закупку на просторах интернета не откопали. Спасибо отвратительной акустике "Кристалла", без неё заметить было бы невозможно.
Отдельные номера исполняли профессионалы своего дела, музыканты, певцы, танцоры — все они знают свою работу и делают её хорошо. Но стоило ли везти сюда кого-то за 150-350 тысяч рублей (средняя цена) ради трех минут на сцене? Церемония открытия стоила островному бюджету порядка 20 миллионов рублей (если считать то, что удалось найти на просторах госзакупок), включая непонятно для чего покупку покрытия для льда в "Кристалле", с учетом того, что такое уже имеется.
И все это для даже не полного зала. Билетов в открытом доступе на церемонии открытия, закрытия и большинство фильмов уже давно нет — якобы любители культуры, в частности Сергея Жигунова и российских сериалов, смели их чуть ли не в первые минуты. Но не оценили граждане своего счастья — если центральная трибуна ещё была более или менее забита, то по краям проседали целые ряды, боковые сектора были заполнены едва ли наполовину, виднелись проплешины, прям как на сахалинских сопках, которые всем очень нравится распиливать.
И то ли билеты эти впихивали кому попало, не спрашивая желания людей — хотят идти, не хотят, — родина и её утро зовут, значит, надо. То ли сахалинцы сами безответственно подошли к делу — билеты разобрали, а сами не пришли, причем договорились с соседями на рядах, решили не ходить все вместе (эдакий коллективный бойкот). Ну или разбирали их целыми трудовыми коллективами — другого объяснения именно белым пятнам в зале найти не могу.
Как рассказывал Сергей Жигунов на пресс-конференции до открытия — стулья доставляют, настолько сильный ажиотаж, но если их и доставляли, то в партер, там, где собирались все официальные лица, их как раз хватало: депутаты всех партий и дум, министры, главные лица — губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко и мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин, а вместе с ними и все приезжие гости и участники фестиваля. Кухня соответствовала событию. В холле "Кристалла" продавали сосиски в тесте и пирожки.
Вспоминая организационные моменты, открытие задержалось всего на 20 минут, куда больше раздражал другой промах организаторов, хотя вряд ли это промах. Просто никто не подумал об обычных людях. Прямо перед трибунами, в центре, сидели операторы на стульчиках, на возвышенности, так, что сидящим в центре, особенно на первых рядах, видно было не очень хорошо. И здесь же была камера на кране — оператор ходил то в одну сторону, то в другую, постоянно загораживая обзор. И ладно бы на боковых экранах высвечивался бы дубль со сцены. Но эту часть будто бы не доработали, вечно забывали включать изображение. А пару раз и звук.
В общем, церемония открытия не стала приятным подарком на 8 марта. Отдельные номера — может быть, а в целом ощущение, будто организаторы решили под маской шутки показать своё личное отношение и к фестивалю, и к сахалинцам, и ко всем этим многосерийным фильмам, некоторые из которых неплохие, возможность оценить была ещё чуть ли не год назад.
Вчера, в первый день фестиваля, до открытия показали три фильма. Первым на экраны вышел "Шторм", по подсчетам корра ИА Sakh.com, посмотреть его решили 64 человека, 28 из которых — солдаты. По подсчетам организаторов, занято было 70 кресел, что вполне возможно, считать в темноте сложно, да и люди новые заходили. Кстати, пока официальные лица все называют фестиваль подарком женщинам, появилась другая коммерческая идея — сделать его подарком мужчинам и привозить на 23 февраля, ведь для солдат это действительно подарок. Военнослужащие рады, это были ребята-срочники, которым по большому счету все равно, куда идти, лишь бы подальше от казармы. Они могут себе за год даже дом офицеров новый построить, и там же фестиваль можно будет легко проводить, ну или проще купить в часть телевизор и дать подписку на ТНТ Premier, с которого большая часть конкурсных сериалов.
Несмотря на то, что все билеты розданы, за несколько минут до начала фильма начинают пускать остальных, как и на "Край света", и людям есть куда сесть. То есть опять, как и с церемонией открытия, то ли билеты растерялись где-то, то ли давали их людям крайне незаинтересованным, чуть ли не силой, то ли сахалинцы настолько безответственные. Некоторые из присутствующих в зале, несмотря на оформление и рекламу, не знали, что кино приехало в рамках "Утра Родины", пришлось разъяснять: как прийти, где взять билеты, что это за фильмы. В общем, делать работу организаторов вместо них.
На втором фильме, "Жуки", зал был менее полон — 48 зрителей, половина из них по-прежнему военнослужащие. А вот предпремьерный показ фильма "Один вдох", ради которого даже отодвинули саму премьеру, посетили опять-таки по неточным подсчетам 256 человек. Зал казался почти полным. Половина билетов были розданы заранее "своим", это и пенсионеры, которые получили их в рамках "Сахалинского долголетия", и сахалинцы, которым вручили билеты на работе, многие из них решили сходить в кино в выходной день. И это не фантазии автора, все это обсуждалось в залах в ожидании входа.
Какой будет явка в будние дни, пока неясно. На дневное время запланированы показы провокационных, больше молодежных сериалов, но свободны в это время только безработные, которые, в основном, пенсионеры (что у организаторов с определением целевой аудитории — тоже неясно), и здесь стоит считать людей не только в начале, но и в конце, чтобы особо отметить самых стойких.
Церемония закрытия пройдет 14 марта, билетов на неё уже в свободной продаже нет, хотя Жигунов наверняка доставит ещё пару стульев в партер.