Южносахалинцы вышли из самоизоляции ради дороги и инсоляции
Особый статус 8-го микрорайона
— Была у нас встреча с представителями администрации и проектировщиками — компаниями из Нидерландов, Москвы, Владивостока, Хабаровска и Японии, — где они обещали, что будет план застройки, развития территории. Был наш представитель там, взяли все контакты, хотели с нами встретиться. Была и наша вице-мэр Куприна, тоже нам рассказывала об этом, о том как важно работать с жителями и учитывать их мнение. Но недавно мы узнали, что план и проект планировки уже утверждены — ни с кем его не обсуждали из нас, никаких слушаний не было. И согласно ему все куски отданы под стройки: никаких площадок отдыха, школ, детских садиков, о которых говорили в мэрии, не предусмотрено. Все просто раздали компаниям, которые интересует только прибыль и все, — возмущена Иоланта Барановская.
Три года назад людям предлагали другой план — на нем была детская и спортивная площадка, подземный паркинг, сохранялась дорога. Его даже поддерживали на публичных слушаниях, вспоминает девушка. Куда все наработки делись и почему были изменены, она не знает.
21 апреля, в самый разгар короновирусной самоизоляции, люди внезапно обнаружили, что оказались отрезаны от выезда в большой мир — дорога на улицу Поповича стала частью стройплощадки очередного двенадцатиэтажного гиганта. Никаких объявлений и предупреждений не было, дом просто поставили перед двумя железобетонными фактами, перегородившими выезд. Объезжать людям предложили по грязному месиву, которое когда-то было их тупиковой придомовой территорией: в прошлом году ее разбили спецтехникой, расширяя коммуникации, а в этом — вырвали бордюр и предложили использовать вместо привычной дороги.
— Я протестую, потому что у нас не осталось въезда нормального, доходит до того, что скорая к нам заезжать отказывается. Поворот настолько крутой, что пожарная не сможет проехать не только к нам, но даже в детский сад, если там что-то случится, — добавляет Барановская.
"Похищенная дорога" стала спусковым крючком — жители решили, что дальше будет только хуже. К зримой проблеме прибавили несколько документальных — к западу от дома еще несколько лет назад обещали сделать зону отдыха для детей и взрослых и оборудовать подземный паркинг, чтобы хоть как-то решить вопрос с огромным количеством транспорта, который привезут с собой жильцы новых домов. Теперь там по плану еще одна многоэтажка.
Кроме проблем с парковкой у жителей может начаться дефицит солнечного света — дома в 10 и более этажей обступают
В ней, кстати, тоже не все гладко. У подножия железобетонных гигантов, которые станут домом для тысячи сахалинцев, просто нет достаточного числа образовательных учреждений. Единственный лицей — не решение проблемы, так как в школу принимают с 5-го класса. То есть сотням учеников началки придется идти учиться куда-то еще, а их родителям — возить их на учебу каждый день, множа и без того серьезные транспортные проблемы района. Лицей обещают расширить, пристроив дополнительный корпус, но как его будут использовать — организуют там начальные классы или создадут дополнительные условия (как в третьей гимназии, например) для лицеистов постарше — неизвестно.
— Самый обидный вопрос — где обещанный комплексный подход? Сады, школы, площадки, транспорт... Если на наш район на карте посмотреть, тут лоскутное одеяло — каждому застройщику раздали по кусочку, стройте как хотите. И из-за этого такие вещи вылазят. Я не знаю, почему так вышло, но складывается ощущение, что власти просто отпустили все это в свободный полет — пускай идет как идет, строители разберутся, — с обидой рассказал мужчина в маске, представившийся Александром.
К 23 апреля активные жильцы дома по Победе провели большую работу и вечером во дворе собралось около двух десятков людей в защитных масках и с обезоруживающими вопросами. На беседу к ним приехал целый десант из мэрии — в авангарде оказался новый вице-мэр по строительству
К сожалению, объем десанта с количеством информации, переданной митингующим, не коррелировался: в основном чиновники пытались сгладить негатив и призвать людей к диалогу в стенах администрации "предметно и с бумагами". Хотя, признался Ахтариев, организовывать строительство так, как оно идет здесь, нельзя в любом случае.
— То, что мы видим здесь, — меня это не устраивает. Нужно наводить порядок, — заметил вице-мэр.
— Вы с застройщиком разговаривали? — интересуются прибывшие у жителей.
— Нет, мы даже не знаем, кто это. Ни щита информационного, ни ограды, ничего. Приехали, блоки бетонные поставили и что-то строят, — отвечали они.
— Вы посмотрите, там арматура торчит! А если дети туда прибегут, может случиться курьезный случай! — возмущается женщина.
— Обещали, что будут все с жителями обсуждать, но в итоге все отдали под застройку! Обманули, как всегда!
— У нас один пожарный гидрант на округу — и он в нашем дворе. Как пожарные проедут, если что-то произойдет? — негодует пожилой мужчина.
— На этот наш грязный проезд к тому же установлен публичный сервитут (то есть ограничение прав владельцев земли в интересах неограниченного круга лиц). Кем, когда и для каких целей он был установлен на нашей придомовой территории, мы знаем, — рассказали жители.
Градус всеобщего возмущения удалось несколько сбить обещанием сохранения дороги на Поповича — в плане, заверили чиновники, она есть, хотя жители новой многоэтажки оживленным проездом под окнами, скорее всего, не особенно вдохновятся, а также переносом дискуссии в здание мэрии, куда на следующей неделе пригласили лидеров протеста из дома 10б.
Требования активистов, сформулированные по итогам митинга, довольно понятны — работы должны вестись открыто и с участием людей, на западе от дома нужно решить вопрос с площадками для отдыха и паркингом, если размещать их не здесь, то хоть где-то. Потому что с этим в районе беда — это наглядно продемонстрировали дети, игравшие с какими-то ящиками прямо у забора детского сада, и автомобилисты, парковавшиеся чуть ли не на ногах собравшихся для обсуждения чиновников.
Камнем преткновения остается и обещанная дорога — даже если она будет сохранена после сдачи дома, сейчас использовать ее не получиться. Предложенной грязной и неудобной альтернативой, по которой зимой не проедет скорая, пользоваться на постоянной основе люди не готовы. Ильдар Ахтариев поручил разобраться с восстановлением нарушенного строительством и сетями благоустройства и решить, где проложить более цивилизованный объезд на время работ. Его траекторию также надеются наметить в ходе собрания на следующей неделе. 29 апреля в мэрии все планы, решения и историческую перспективу обещают презентовать.
— Администрация договорилась с жителями, что мы продолжим встречи, они будут носить системный характер. Выстроим взаимоотношения и найдем компромиссное решение. Что тут сегодня происходит на этой территории с точки зрения застройки. Мы понимаем и видим проблемы, нужно работать с подрядчиками, выстраивать с ними отношение, требовать от них не только качественного строительства, но и качественного содержания стройплощадок. Для меня это однозначно сюрприз, я работаю полтора месяца. Но мы знаем и понимаем, что территория микрорайона застраивается, преобразовывается. А любые сюрпризы — очередной вызов, чтобы заниматься и решать проблемы жителей нашего города, — подытожил Ахтариев.
Проблема точечной застройки, частным случаем которой по большому счету является ситуация в 8-м микрорайоне, обсуждается в городе достаточно давно. Официально от такого метода использования городского пространства уже давно отошли — теперь в мэрии главным образом используют механизм "развития застроенных территорий", в рамках которого под снос идут большие "карты" старого жилья, на месте которого возводятся целые комплексы новостроек. При этом обещанного комплексного подхода добиться не удается — за новым жильем не поспевают социальные объекты и транспортная инфраструктура. Примеры подобных "несостыковок" уже видны, например, на юге города — район улиц Пуркаева и Есенина активно застраивался, но там так и не появились школы (на весь квартал их две, к которым к тому же привязаны еще более южные планировочные районы). В центре Южно-Сахалинска, на проспекте Мира, готовятся к заселению "башни" "Ипотечного агентства" — их тоже вписали в город без особого расширения под новых обитателей школ, поликлиник или транспортных артерий.