Инфекционное или паллиативное: депутаты разобрались с недостроем в Корсакове
2 июля депутаты Сахалинской областной думы собрались в третий раз, чтобы обсудить вопрос строительства инфекционного отделения ЦРБ Корсаковского района. На этот раз на расширенное заседание постоянного комитета по социальной политике были приглашены представители минздрава, Роспотребнадзора, минстроя, администрации Корсакова, дирекции по строительству и других структур и органов. Во время обсуждения народным избранникам удалось более-менее разобраться в ситуации и прийти к единому решению.
Состояние изношенного здания инфекционного отделения корсаковской ЦРБ оставляет желать лучшего. Вопрос о строительстве нового поднимался около 10 лет назад. В 2014 году был согласован проект, в 2017-м началось строительство, в которое вложили порядка 170 миллионов рублей, но на сегодняшний день объект так и не достроен. Виной тому санитарный разрыв, который должен составлять между домами и инфекционным отделением не менее 100 метров. В текущих условиях он составляет 30 метров, поэтому строительство приостановлено.
На
Но на самом деле, как выяснили сегодня депутаты, ситуация совершенно обратная. Доказательства предоставил депутат корсаковского районного собрания, он же житель одного из домов на переулке Госпитальном, где стоит недострой. Мужчина принес собой документы, в которых указано, что земля ему была выдана еще в 1992 году. Дом построен в 1997-м, а официально на учет он поставлен в 2005 году. Александра Кузнецова затронуло то, что правительство Сахалинской области делает владельцев данных участков негодяями и дезинформирует всех в этом вопросе. И возникает тогда вполне логичный вопрос: "Как так получилось?", который задала депутат Ирина Никитина Павлу Гомилевскому.
— Как так получилось? Тотальная халатность на каждом этапе, — сказал и. о. мэра Корсаковского района Павел Гомилевский. — Земельные участки на переулке Госпитальном были предоставлены еще председателем горисполкома Василием Семиноженко в 1988 году. Люди там живут давно, туда проложены коммуникации, рядом построены другие объекты. Площадка эта никак не соответствовала на момент начала проектирования тем нормам, которые есть в законодательстве.
Депутат Наталья Ждакаева задала тот же самый вопрос, что и Ирина Никитина, представителю управления Роспотребнадзора по Сахалинской области.
— В 2013 году, когда поднялся вопрос о необходимости строительства, проектная документация была рассмотрена, где было установлено, что санитарный разрыв от первых жилых домов до предполагаемого здания инфекционного отделения уже не соответствует требованиям санитарного законодательства, — отвечает заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Сахалинской области Галина Ковтонюк. — Так как вопросы сокращения санитарного разрыва возложены на федеральную службу, то администрация или правительство на тот момент обращались в федеральную службу Роспотребнадзора с обоснованием сокращения санитарной зоны до 70 метров, и, учитывая те доводы и обстоятельства, которые были представлены, было согласовано расстояние до 70 метров. При этом раздача земельных участков продолжалась, а строительство не начиналось. Потом дирекция по строительству обратилась в управление Роспотребнадзора, когда, видимо, уже началось строительство за тем, чтобы сократить зону еще на 30 метров, о чем было дано разъяснение, что это не соответствует требованиям санитарного законодательства и нет возможности строить инфекционное отделение на данном земельном участке.
Ковтонюк также добавила, что предупредительный надзор с функций Роспотребнадзора снят, поэтому согласование земельных участков и проектов не проводится. Сахалинские депутаты, в свою очередь, направили по этому вопросу обращение в прокуратуру.
Администрация Корсакова нашла новое место под строительство инфекционного отделения на улице Федько. Место соответствует санитарным нормам, находится недалеко от ЦРБ. Но теперь возник второй спорный момент — островной минздрав предложил перепроектировать недострой в паллиативное отделение. Ранее данное учреждение планировали построить на территории областного онкологического диспансера в Южно-Сахалинске.
— Так виднее, когда в кабинетах сидишь. Не когда с людьми беседуешь, ездишь, смотришь, набираешься этого настроения от людей. Нет, надо в кабинете принять такое решение, которое вызвало целый взрыв в Корсакове. Мало того, медицинское сообщество категорически возражает, — прокомментировал предложение минздрава председатель комитета по соцполитике Виталий Гомилевский. — В ответе господина Новикова (Георгий Новиков является одним из инициаторов организации системы паллиативной помощи онкологическим больным в России — прим. автора) четко написано, что человек там не просто умирает, а мы продолжаем его лечить, и не санитарка его обслуживает, а квалифицированный врач. Это не просто санитарка должна горшок пациенту принести, а ему нужно дать возможность еще пожить, а для этого надо продолжать его лечить. А значит, где оно должно находиться? Рядом со стационаром, которое называют диспансер.
Министр здравоохранения Сахалинской области Владимир Ющук не согласен с тем, что паллиативную помощь постоянно связывают с онкологией. Чиновник зачитал официальное определение Всемирной организации здравоохранения. Паллиативная помощь — это активная и всесторонняя помощь пациентам, страдающим далеко зашедшим прогрессирующим заболеваниям, основными задачами которой являются купирование боли и других симптомов, решение психологических, социальных и духовных проблем. В структуру заболеваний, которые требуют паллиативной помощи, входят около 10 видов болезней.
— Мы рассматриваем вопрос, под какой функционал можно предусмотреть недостроенное здание. Один из вариантов — паллиативная помощь. Почему? Потому что у нас сегодня нет достойного помещения или здания с домашними условиями, как это в европейских странах. Сегодня есть возможность это сделать, и это не только под онкобольных, — объяснил Владимир Ющук.
Министр здравоохранения добавил, что при строительстве нового объекта всегда параллельно решается вопрос о привлечении специалистов. Вместе с этим главный внештатный специалист по паллиативной помощи Михаил Сушко рассказал депутатам о том, как представлена сегодня в области данная сфера:
— Паллиативная помощь — это четвертый вид обязательной медицинской помощи. По стандартам одна койка на 10 тысяч населения. На сегодняшний день на территории Сахалинской области более 60 коек паллиативной помощи. Из них в онкодиспансере расположены 10. В Синегорске сейчас 30 коек, то есть половина. Специалисты у нас есть, в медколледже даже проводим обучение медицинских сестер, эта программа существует. Все врачи, на сегодняшний день их семеро человек, обучены. Кроме этого, в Охе 10 коек, в Поронайске 10 коек. Почему мы хотим на юге сделать? Потому что более двух трети населения живет здесь. Оборудование есть, в прошлом году закупили 10 аппаратов ИВЛ на синегорскую больницу, девять аппаратов для энтерального питания. В этом году получим два аппарата-откашливателя. Также рассматривается вопрос приобретении аппарата ультразвуковой диагностики. В ряде центральных районных больниц и городских поликлиник открыты кабинеты паллиативной помощи, куда обращаются больные, которые обслуживаются на дому. Только в прошлом году было совершено около 1500 выездов на дом. Правительство передало машину для выездов. В ближайшее время будет формироваться бригада выездной паллиативной помощи и как раз с министерством решается вопрос о кадрах.
Паллиативщик добавил, что в онкодиспансере есть 10 коек, которые на 100% не заполняются. Тем не менее депутаты считают, что построить отделения паллиативной помощи нужно и в Корсакове, и на территории областного онкологического диспансера в Южно-Сахалинске, несмотря на сказанное Михаилом Сушко.
Если окончательное решение о строительстве отделения паллиативной помощи на месте инфекционного недостроя в Корсакове будет положительным, то его введут в эксплуатацию не позднее первого квартала 2022 года. Такие сроки указала первый заместитель министра строительства Сахалинской области Татьяна Стаценко.
В итоге депутаты единогласно поддержали предложение о строительстве инфекционного отделения, не указывая в своем решении место строительства и количество коек. По вопросу строительства двух отделений паллиативной помощи воздержалась только Наталья Ждакаева, остальные проголосовали за. Стоит отметить, что это не окончательные решения.