"Пари" — войти во тьму, чтобы найти и сына, и себя. Сахалин.Инфо
10 сентября 2024 Вторник, 21:59 SAKH
16+

"Пари" — войти во тьму, чтобы найти и сына, и себя

Край света, Южно-Сахалинск

Драма иранского режиссера Сиамака Этемади "Пари" (18+) не может оставить зрителя не погруженным в себя. Ее сюжет — как водоворот в океане, как винтовая корабельная лестница, как медленный неотвратимый путь вниз, во все более темные глубины в поиске себя настоящего. Похоже на "Божественную комедию" Данте, подметил внимательный сахалинец, один из пришедших на российскую премьеру фильма, состоявшуюся на кинофестивале "Край света — 2020". И режиссер подтвердил — да, он хотел передать атмосферу эзотеричного поиска, мрачноватого, но не бессмысленного, не безысходного. Главная героиня, иранская женщина по имени Пари (Мелика Фороутан), ищет пропавшего в чужой стране сына, но прежде всего она ищет сама себя.

Пари прилетает в Афины вместе с мужем (Шабхаз Ношир), чтобы навестить сына-студента Бабака. Он должен был встретить их в аэропорту, но не приходит. Родители решают искать его и попадают в воронку, затягивающую их в непонятный, пугающий, опасный мир, в котором где-то — Бабак, бросивший университет и решивший стать анархистом, поэтом, дервишем и моряком. Пари, в отличие от мужа, знает английский язык и становится его проводником в чуждом пространстве, но ненадолго.

Эта история, поделился Сиамак Этемади, выросла из его разговора с матерью, которая каждый год приезжает к нему в Афины из Ирана. Режиссер задумался, а что случилось бы, если бы однажды он не встретил ее и вообще пропал бесследно. Он спросил об этом мать, и она ответила — я бы сдвинула горы, но все равно нашла тебя. Так появилась идея для истории, у которой есть именно так глубина, о которой мечтал Этемади. Ему 48, и это его режиссерский дебют в большом кино, первый полнометражный фильм.

— Я приехал в Афины в 20 лет, работал в кино, снимал короткометражки. Мне казалось, что я не нашел свою историю. Я мог бы начать раньше, но было ощущение, что не готов, хотелось, чтобы история была глубже, на это ушло время. Понял, что торопиться не надо. Работал актером, ассистентом режиссера, участвовал в документальных и телевизионных проектах… Это был процесс поиска, созревания. Я хотел рассказать глубокую, зрелую историю, — говорит Сиамак Этемади.

Личное, автобиографическое переплетается в "Пари" с художественным вымыслом. Режиссер рассказал, что его маму зовут Пари, что она так же приезжала к нему, когда он был студентом, что он живет в центре Афин, где иногда бывают беспорядки. На сценарный план переводными картинками легло немало отпечатков реальности.

— Обычно когда снимаешь первый полнометражный художественный фильм, инвестируешь от себя больше, чем в последующих проектах, больше рассказываешь личного. И здесь не исключение. Очень много историй в фильме основано на моем личном опыте. Но, конечно, это и художественный вымысел. Я никогда не исчезал, меня мама так никогда не искала, она никогда не отправлялась в плаванье на корабле, не общалась с моряками, — рассказал автор картины.

История, начинающаяся как социальная драма, постепенно переходит в жанр саспенса, своеобразного триллера, а Пари из классической мусульманской жены, ангела, феи (так переводится ее имя) становится бесстрашным воином, который ведет зрителя через пугающую тьму неизвестности. С этой ролью прекрасно справилась немецко-иранская актриса Мелика Фороутан. Как заметили кинокритики, если бы "Край света" в этом году не был частично парализован пандемией, Мелика имела бы все шансы претендовать на лучшую женскую роль.

— Я очень доволен ее актерской работой, — признался режиссер. — Процесс поиска главной героини был очень сложным, мы искали ее долго и нам очень повезло. Мелика — опытная актриса, в основном она работала в Германии, это ее первый фильм на фарси, на родном языке, и в этом смысле для нее это тоже дебют. Она снималась каждый день в течение двух месяцев, устала и физически, и морально, так как она все вытягивала на себе, присутствовала в каждой сцене. В результате она очень хорошо вписалась в историю.

Сиамак Этемади
Сиамак Этемади

Вопросов автору фильма сахалинцы задали много и горячо благодарили за фильм, а некоторые пообещали, что не будут проецировать на взрослеющих и уже выросших детей свои ожидания, хотеть, чтобы дети прожили такую жизнь, какую не получилось прожить у них самих. Сиамак Этемади сказал, что для него большая честь услышать такое, и объяснил по поводу финала, который многим показался непонятным.

— В каком-то смысле это счастливый финал. Мать знает, что произошло, куда отправился сын, знает, что он счастлив. Это больше история о ней. Она пришла к ответу на свои внутренние вопросы, это своеобразное начало для нее, — сказал режиссер.

Фильм можно посмотреть на сайте культура.рф. Он доступен до 8 утра 25 августа.

Новости по теме:
Подписаться на новости