Сахалинские дети сняли актуальный мультик о горе, уставшей от людей
Мультфильм "Хорошая идея, человек!" о горе, замученной людьми, родился в детской анимационной мастерской "Острова" на кинофестивале "Край света". Он не задумывался как намек на то, что происходит в последнее время с "Горным воздухом", изначально дети хотели рассказать о разных чувствах, о том, почему мы бываем счастливыми или несчастными, но так получилось, что экологические ассоциации, возникающие при просмотре, неизбежны.
Хорошая идея, человек! from Studio Da on Vimeo.
Главная героиня мультика — гора, которая чувствует себя одинокой и никем не понятой, несмотря на то, что так много людей гуляют по ней, катаются с нее на лыжах и используют ее разными другими способами. Гора терпит до последнего, потом не выдерживает и выражает свои чувства мощным извержением, а в финале происходит нечто необычное — к подножию приходит человек, который думает не только о себе.
О том, как шла работа над созданием мультфильма, корреспонденту ИА Sakh.com рассказала Саша Пивоварова, режиссер-педагог анимационной студии "Да" (Санкт-Петербург) и куратор мастерской "Острова". В этом году мастерская проходила уже в четвертый раз, но впервые ее разделили на детскую и подростковую, потому что те дети, с которыми начинали заниматься четыре года назад, уже выросли и хотят большей самостоятельности в рисовке, озвучке, монтаже. В детскую мастерскую донабрали участников, которые никогда не делали мультики, и получилась совмещенная группа из тех, кто уже имеет некоторый опыт создания мультфильмов, и тех, для кого это впервые. Авторами стали дети от 8 до 11 лет.
Обычно, рассказывает Саша Пивоварова, кураторы приезжают на Сахалин, уже имея какую-то идею. В Санкт-Петербурге они заранее договариваются, о чем хотят рассуждать с детьми, какую тему развивать, о чем снимать мультфильм. В этом году решено было делать проект об эмоциях, об эмоциональных качелях, о том, почему бывает то весело, то грустно. И в процессе разговора появился образ горы.
— Мы рады, что удалось сделать мультфильм, актуальный именно для тех детей, с которыми мы работали. Почти все сюжетные повороты включая концовку — это все детские идеи, это их раскадровки, которые появились в результате разговоров в первые три дня, — говорит Саша Пивоварова.
В поисках выхода на сценарий кураторы мастерской сначала разговаривали с детьми об эмоциях, о событиях в жизни, перебирали разные ситуации, придумывали и рисовали раскадровки про случайных героев, с которыми происходит что-то, что меняет их состояние. Это была первая часть работы. Затем кураторы выбрали четыре случайных объекта, стараясь, чтобы они были максимально разными. Это были тряпка, жираф, гора и дверь. Вместе с детьми для каждого объекта придумали все возможные прекрасные и ужасные события, которые могут с ним произойти. Например, за дверью могут спрятать клад — это прекрасно, а могут сорвать ее с петель — это ужасно. После сделали заход в сторону образа.
— Мы взяли списки того, что может происходить с предметами, и спросили у детей — ага, а в какой ситуации человек может себя чувствовать, как дверь, в которую вставили глазок? Или как дверь, в которую вломились грабители. Или как жираф, который только что вышел из тесной клетки на волю. Мы качнули в другую сторону и поговорили о жизненных ситуациях. Собрали материал, это в основном были личные истории детей. Делали это в микрогруппах, потом записывали звук на диктофон. И собрали такие истории, в которых есть интересный образ — например, когда я могу себя почувствовать так, как будто во мне прорыли тоннель? Или как будто на меня лезут какие-то альпинисты. Или когда выпал снег, и это первый искрящийся день после снегопада. Обо всем этом мы говорили, и вылезли какие-то сложные, важные темы, которые волнуют детей, и мы даже сами немножко подприсели, потому что мы себе что-то представляли, а тут полезли темы с предательством, с нечестностью, с тем, что на чьи-то потребности забивают, что кого-то не слышат, что не удается достучаться, — рассказывает Саша Пивоварова.
Обнаружилось, что с разными предметами, в разных образах и ситуациях часто повторялась тема про то, как тебе что-то навязывают, тебя, не спросив, куда-то тащат, что-то ты должен делать, хотя вообще-то не собирался это делать, и так далее. История про человека, которого не замечают, за которого все решают, потребности которого не учитывают, который что-то долго терпит и не может об этом сказать, так часто повторялась в раскадровках, в интервью, что кураторы поняли — вот главная проблема, которую стоит развивать.
Образ горы вызвал больше всего откликов, поэтому выбрали его. Каждый этап создания мультфильма согласовывали с детьми, спрашивали их мнение. Начали рисовать раскадровки про то, что может происходить с горой, в каких ситуациях она оказывается. Гора стала сильным эмоциональным персонажем. В итоге все эти истории легли в основу мультфильма, кураторам осталось только связать их воедино и вывести к финалу.
— Это достаточно редкий в нашей практике случай, когда финал был известен заранее. Ребята придумали эту историю про человека, который подошел к горе и стал ждать. Не лез на нее, как все остальные. Он подумал. Это оказался чуть ли не первый персонаж из всех историй, который задумался, прислушался, взял паузу. Нам показалось, что это суперкруто, что дети сами на это вырулили, осознали важность такого подхода. И это стало идеальным финалом истории с этой несчастной горой, от которой все хотят чего-то, чего она сама от себя не хочет. Много было историй, что она на самом деле не знает, чего хочет. И про себя тоже много было неопределенности — что я сам не знаю, чего хочу, — говорят в студии "Да".
Что касается технической части, много работали с цветом, акварелью, абстракциями. После занятий с использованием красок, рассказывают кураторы, детям приходилось отмываться, но они были счастливы. По словам Саши Пивоваровой, такие эксперименты дали очень классный визуальный ряд и стали основой для спецэффектов. Пурга в начале — это несколько чередующихся абстрактных картин. В конце, где летят светлячки, есть подложки из акварельных фонов. То есть кроме конкретного рисования — вот гора, вот машина — рисовали много размытых цветовых композиций, которые слоями вошли в мультфильм, говорит педагог-аниматор.
Что касается ассоциаций с "Горным воздухом", сопки которого замучены опережающим развитием, — такого смысла изначально в мультик не закладывали. Во время премьеры в последний день кинофестиваля создателей спросили, связывают ли они сюжет этого мультфильма с экологией. Половина детей, не сговариваясь, сказала "да", а вторая половина одновременно с этим сказала "нет".
— Мне кажется, это идеальный ответ на такой вопрос. Мы, кураторы, совершенно точно не собирались делать мультфильм про какие-то острые проблемы Сахалина, мы про них просто не знали на тот момент, не изучали этот вопрос. И от детей тоже не было в процессе создания мультика желания привнести какую-то острую повестку. Если зритель так считывает — хорошо. Трактовок может быть сколько угодно, мы шли в сторону эмоций, образов, в сторону личных историй детей. Если после того, как мультик собрался, в нем появляются дополнительные смыслы и каждый видит что-то свое, — ничего удивительного, так бывает, — рассказывает Саша Пивоварова.
Посмотреть мультик можно