Гордуме запоздало объяснили, зачем Южно-Сахалинску островки и столбики
В городской думе Южно-Сахалинска состоялся час администрации, посвященный истории с организацией дорожного движения вообще, а в частности — островкам безопасности и столбикам, которые в июле
Нововведения вызвали множество вопросов и нареканий — их принимали и понимали далеко не все горожане, не выражали бурного восторга и многие депутаты. Фактически заседание 16 сентября растянувшееся почти на два часа, стало для администрации города своего рода работой над ошибками — по-хорошему, объяснить что, как и зачем делают на дороге стоило еще в июне.
После продолжительной дискуссии, в которой на вопросы народных избранников ответили вице-мэр Александр Гринберг, глава центра развития городской среды "Наш город" Василий Вишневский, директор завода имени Федотова Алексей Римша и врио начальника городского отдела ГИБДД Александр Каширин, в целом, кажется, непримиримых противников столбиков в думе
Вся история со столбиками и островками, если отвлечься от частностей, оказалась разложена на три отдельных кусочка: доклад Гринберга об имеющихся проблемах, рассказ Вишневского о том, как их предлагает более-менее оперативно решать федеральный центр и "Наш город", и признания Каширина, что сил дорожных полицейских для контроля за неправильной парковкой и ковровых эвакуаций сегодня нет, а предлагаемые городом меры все-таки работают.
— Приятно, что депутатский корпус озадачен такой проблемой. Это на самом деле большой и сложный вопрос — организация дорожного движения в нашем городе. Дело в том, что он проектировался и застраивался без детальной планировки, без планирования дорожных потоков. Никто этого тогда не считал, нагрузка на дороги была другая, не в каждой семье был автомобиль. И улично-дорожная сеть в том варианте, в котором она строилась, не обеспечивает пропускную способность. Ситуация в общем-то сложная, но контролируемая, — обозначил Гринберг основную проблему.
Все эти затруднения сами по себе довольно неприятные, влекут за собой ухудшение безопасности дорожного движения — аварийность неуклонно растет, в том числе все больше происходит ДТП с ранеными и пострадавшими пешеходами. Глобально проблему необходимо решать строительством новых дорог, расширением существующих и корректировкой схем движения на перекрестках. Но быстрой эта работа быть не может — это годы и миллиарды рублей.
Оперативным и относительно дешевым способом снизить аварийность остается применение средств, направленных на повышение видимости пешеходов и других участников — тех самых столбиков и островков. Их появление на дорогах не возбранялось и ранее, заметил Василий Вишневский, а с 1 июля обеспечение "треугольника видимости" стало обязательным по требованиям федерального Минстроя и даже вписано в новые ГОСТы. К тому же президент Владимир Путин поручил к 2030 году вовсе довести уровень смертности на российских дорогах до нуля.
— Почему мы стали уделять внимание безопасности дорожного движения? Последние четыре года растет число погибших на пешеходных переходах, то есть люди погибают там, где они погибать вообще не должны. Был разработан комплекс мер из трех ключевых направлений и 15 мероприятий. Мы работаем с населением, спрашиваем у горожан, какие трудности они испытывают при движении по городу — где недостаточные понижения, где освещение плохое, где плохая видимость. С учетом этих данных и на основе аналитической работы, взаимодействия с ГИБДД мы понимаем, где наиболее проблемные места в городе. Одно из ключевых мест — улица Сахалинская, там было максимальное количество пострадавших и впервые за 5 лет двое погибших. Мы снизили скоростной режим, установили островки безопасности и получили улицу, где ни одного пешехода не сбили, — обозначил свои направления работы Вишневский. — Все, что делает "Наш город", — искривление траектории движения, искусственные неровности, островки — было разработано еще в 1975-м. Все это есть в учебниках по организации дорожного движения, которые использовали в СССР.
За последние 10 месяцев, отчитался Вишневский, "Наш город" провел анализ всех мест, где автомобили системно паркуются перед пешеходными переходами, создавая проблему с видимостью. На основании этих наблюдений был разработан план работ и началась постепенная установка столбиков для ограничения стоянки, где не надо, чтобы не закрывать выходящего на проезжую часть.
Примерно такая же история с островками безопасности — их задача не столько защитить человека в случае наезда, а заставить водителей замедлиться, сосредоточиться на дороге и делает переходящего дорогу человека видимым, даже если он, задумавшись, вдруг выйдет из пробки. Федеральное законодательство с 1 июля полностью сняло ограничение по местам установки островков — теперь они могут появляться на дорогах с любым числом полос.
— Установка островков безопасности, согласно рекомендациям Минтранса, снижает аварийность на 30%, а смертность на 40%, — подытожил Вишневский.
Всего на сегодня в Южно-Сахалинске установлено 214 столбиков, которые обошлись в 145 тысяч рублей, и 15 островков безопасности по 115 тысяч рублей за штуку.
Представитель ГИБДД Александр Каширин заметил, что ГИБДД поддерживает все "инновационные методы, которые использует город" и уже фиксирует снижение аварийности.
— Если взять улицы Комсомольскую и Сахалинскую, где уже есть островки безопасности. В прошлом году у нас было 14 пострадавших, до установки в этом году было 10 пострадавших на данных пешеходных переходах. После — ни одного случая наезда не зафиксировано. Также положительно отзываемся о столбиках — они позволяют заблаговременно увидеть водителям пешеходов, а не как было ранее, когда из-за припаркованного транспорта пешеходы выходили неожиданно. Всего в Южно-Сахалинске 571 переход, из них 201 регулируемый. Мы будем рады, если на всех пешеходных переходах будут введены аналогичные меры. Это впоследствии повлияет на показатели аварийности, — вложил последний пазл в мозаику истории Александр Каширин.
После трех докладов перешли к вопросом. По большому счету глобальными они оказались только у двух депутатов: Галины Подойниковой и Игоря Логвинова.
Представительница КПРФ поинтересовалась, по какому праву вообще "Наш город" занимается какой-то деятельностью на дорогах? Есть ГИБДД, есть мэрия, к чему плодить синекуры? Александр Гринберг объяснил, что организация берет на себя методологическую поддержку работы департамента городского хозяйства. В самом ведомстве нужных специалистов для комплексного анализа, видимо, недостаточно.
Волновали коммунистку также дырки от столбиков в дороге — как эти места крепления поведут себя в условиях многократных осенне-весенних переходов через ноль? Не приведут ли к преждевременной гибели полотна?
— На самом деле, такие отверстия существуют уже давно, от лежачих полицейских. Весь центр города, вблизи всех образовательных учреждений они есть. Их монтируют по той же схеме — на анкерные болты, в те же самые места (каждый год). Мы не нашли ни одного места, где в месте монтажа лежачих полицейских были повреждения асфальта. Хотя мы этим уже три года занимаемся, — выступил директор завода имени Федотова Алексей Римша.
А уборка? Да, признал дорожник, проблема с этим есть — техникой убрать территорию новых методов борьбы с аварийностью не выйдет. Островки будут содержать в чистоте дорожным пылесосом в ручном режиме — у него конструкцией предусмотрен отдельный шланг как раз для труднодоступных мест. На уборку одного и перемещение к следующему островку уходит приблизительно 20 минут — с учетом не слишком большого числа объектов, не самое большое время. Со столбиками сложнее — их поручают убирать дворникам, которые закреплены за улицами. Да, в итоге будет чуть дороже, но на глобальных затратах на содержание скажется едва ли.
— Немного хлопотнее все это обслуживать и содержать, но эти затраты ни в какое сравнения с безопасностью не идут, — включился в полилог о чистоте Гринберг.
В дальнейшем на замену столбикам придут капитальные сужения дорог — бордюры вроде тех, что уже обустроены на участке Компроспекта от вокзала до улицы Ленина. То есть проблема содержания по мере ремонта на улицах решится сама собой.
— Василий Николаевич, вы каким автомобилем управляете? Легковым? Джипом? Водительское удостоверение у вас есть? — издалека зашел депутат Игорь Логвинов. — Безопасность должна быть априори, но чем вы руководствуетесь при установке того или иного там или в другом месте сооружения? У меня 11 избирательный округ (улицы Южно-Сахалинская, Клубная, Телеграфная, Кузнечная), постоянно возникают ДТП, мы обращались в администрацию, просили постоянно лежачие полицейские. Но вы поставили эти столбики не там, где нужно, а там, где ездит правительство, чтобы пыль в глаза пустить.
Директор "Нашего города" заметил, что проходят постоянный анализ аварийности и общение с населением.
— По вашему округу проезжал, и там мы тоже будем устанавливать. Была бы возможность — мы бы во всем городе это сделали, — ответил Василий Вишневский.
— Мы только начали эту работу, — подтвердил Александр Гринберг.
— И ее сразу остановили, — заключил Вишневский.
Волновали депутатов и более локальные вещи — Руслан Тен и Евгений Тян заинтересовались безопасностью во дворах, Роман Веденеев заметил, что городу нужно больше себя освещать. Даже на таких центральных улицах, как Горького или проспект Победы, со светом все плохо — фонари красивые, но светят как-то не очень или не туда. Вице-мэр заметил, что по самым аварийным местам у домов работы ведутся, закупаются и монтируются лежачие полицейские. Признал неполадки и с освещением — на Горького уже планируют установить дополнительные светильники на те же самые опоры.
Несколько народных избранников — например, Иван Бутаков или Сусанна Адрова — вовсе поддержали нововведения. Да и вообще, какого-то особенного проблемного обсуждения не получилось — то ли доклады подействовали, то ли изначально особой антипатии в думе и не наблюдалось. И даже отчет КСП, в котором было указаны нарушения в штатном расписании АНО и непрозрачный подход к зарплатообразованию (доход сотрудников, посчитали аудиторы, был значительно выше чем у аналогичных специалистов в структуре мэрии), завышенные затраты на аренду (более шести миллионов в год всего для пяти сотрудников) и непонятные взаимоотношения с правительством и "Российскими железными дорогами", которым "Наш город" оказывал некие услуги, был воспринят достаточно спокойно.
Разогнать АНО, которое, по мнению КСП, дублирует функции части подразделений мэрии, предложила только Галина Подойникова, но коллеги ее не поддержали. Возможно, это вызвано довольно сдержанной реакцией руководителя собрания Сергея Дмитриева, который призвал руководство АНО сделать выводы и работать дальше. В конце концов, не ошибается тот, кто ничего не делает. Публично в защиту "Нашего города" выступил и первый вице-мэр Андрей Ковальчук. Он попытался объяснить затраты на аренду — большие помещения нужны "Нашему городу" для встреч с людьми. Необходимость в площадях обсуждалась изначально и никаких сюрпризов в таких требованиях нет.
— Любая новация воспринимается неоднозначно, я считаю, что отсутствовала коммуникация с исполнительным органом власти. Депутаты вопросы поднимают правильные. Хотелось бы получать больше информации от вас Александр Маркович, — подвел итог заседания председатель.