От сахалинского спортивного бюджета остались рожки, ножки да "Горный воздух"
Сахалинский спорт ожидает серьезное снижение бюджета — запланированные цифры изучили областные депутаты на заседании профильного комитета. Пока это их инициатива, а не обязательная часть по согласованию финансирования на последующие три года. То есть в теории что-то ещё может измениться, но это маловероятно.
Сейчас прогнозы не радуют, причем это касается не только спорта. Документы ещё не поступили в думу, но уже давно известно, что срез финансирования ожидается по всем направлениям. О снижении бюджета все знали и раньше, но только на примере конкретных цифр становится понятно, насколько плоха ситуация.
Спорт в 2020 году должен получить вдвое меньше обещанного — 2,3 миллиарда при плане в 4,7 миллиарда (в 2019 году ведомство получило 3 миллиарда) . По факту средства поделили между тремя категориями: деньги дают на те проекты, которые уже ведутся, те, от которых якобы нельзя отказаться (например, зарплаты, содержание структур и обязательства по "Горному воздуху"), и те, где одобрены федеральные субсидии, потому что иначе деньги заберут. Почти все остальные статьи расходов порезали.
— В основном это, конечно, коснулось расходов на субсидии муниципальным образованиям. У нас проектом предусмотрено в этом году 16 миллионов рублей на эти цели против 100 миллионов рублей прошлогодних. Фактически мы не предоставим средства на спортивную подготовку муниципальным школам. Вообще не предоставим. И на организацию спорта по месту жительства вместо 30 миллионов мы направляем все те 16 миллионов. По тренерам-общественникам муниципалитетам не предусматриваем средств, — начал объяснять расклад замминистра спорта Артем Подшивалов. — Наше предложение было 700 миллионов рублей муниципалитетам. В эту сумму вошло 275 миллионов рублей на капитальные ремонты учреждений муниципальных спортивных, для примера на памяти — это крыша и чаши бассейнов в Охе, это Ноглики — фасад здания и чаши бассейнов — это большие объекты. Вообще не вошли средства на приобретение инвентаря и оборудования. Государственное задание для подведомственных учреждений осталось в объемах текущего года. Это фонд заработной платы. Немного сократились средства на проведение мероприятий спортивных календарных плана, незначительно, порядка 25 миллионов минус.
В 2021 году регион хочет приступить к строительству двух новых объектов. Это спортивный комплекс с бассейном в Смирных и быстровозводимый модульный зал рядом со стадионом в Корсакове. И там, и там есть федеральное финансирование, поэтому эти объекты и вошли в программу.
В первом случае ещё не закончили обоснование инвестиций, примерная стоимость объекта 500-600 миллионов, с учетом федерального софинансирования на 53 процента, можно рассчитывать на субсидию примерно в 200-300 миллионов рублей, а по зданию в Корсакове — примерно на 80 миллионов рублей.
— В Холмске есть поручение президента по строительству быстровозводимого ФОКа, зал для дзюдо. Его здесь нет. Мы с вами перед этим разговаривали, вы сказали, что его нет, потому что нет проектной документации. А я сейчас смотрю, в Корсакове такой же объект, написано без проектной документации — его запланировали и даже финансирование получили федеральное. Как это возможно? — поинтересовался Игорь Осипенко.
— В прошлом году мы заявки оформили с учетом гарантийных обязательств субъектов, это было сделано до 1 апреля 2019 года. Мы оформили заявки с гарантией о готовности проектной документации к моменту предоставления федеральных средств. Средства федеральные на эти объекты будут предоставлены в 2022 и 2023 году, — пояснил Артем Подшивалов.
— По селу Ильинскому разговор шел что на 2021 год тоже будут ФОК строить в связи с тем, что там ГРЭС, люди приехали, — подхватил волну Андрей Поляков.
— Да, более того, мы занимались разработкой проектной документации совместно с муниципалитетом, точнее, планировали. И средства у нас есть — в прошлом году этот объект был в адресной инвестиционной программе, 20 миллионов мы ставили на этот объект с учетом заключенного соглашения между Русгидро и муниципалитетом. Но, к сожалению, проектная документация так и не была муниципалитетом заказана и разработана. Отсутствие проектной документации — основание для отказа, — ответил Подшивалов.
— У нас стоял объект ФОК с бассейном, Углегорский район. Там что случилось? В 2022 году должны были плавать, — вспомнил Александр Болотников.
— Разработана проектная документация, пока не включен в проект АИПа, — сказал чиновник.
На фоне очень плохой финансовой ситуации непонятно, почему министерство спорта пишет какие-то гарантийные письма и делает новые проекты, вместо того, чтобы реализовывать старые. Иногда чиновники забывают, что проектная документация является действительной ограниченный срок, через несколько лет эта ПСД получит статус устаревшей и отправится прямиком из ящика чиновничьего стола на помойку. А деньги на её разработку уже были потрачены. И потрачены они были впустую.
— Мы за последние два года достаточно много разработали проектов, но, к сожалению, споткнулись на том, что реализовать их с учетом объема доходной части достаточно сложно, — рассказал Артем Подшивалов.
Отдельного внимания заслужили те строчки расходов, что связаны с "Горным воздухом". Например, в последующие два года выделят 55 миллионов на строительство газовой инфраструктуры до вершины и средней площадки горы Большевик. Там должен расположится какой-то объект, какой именно, Подшивалов не уточнил. И оплатить строительство газопровода должен именно регион — это обязательство он взял на себя, когда горнолыжный комплекс стал территорией опережающего развития.
Но это не единственные средства по "Горному воздуху". Около миллиарда на три года запланировано на оплату тех проектов, которые уже начали — освещение трассы "Юг", лыжный переход на горе Красной, автостоянка и километр парковой дороги. По словам Подшивалова, общая сумма, потраченная на комплекс, в плане-графике — 10,256 миллиарда.
— Мы сейчас закладываем 912 миллионов, потихонечку: на 2021 год — 500, на 2022 год — 243 и на 2023 год — 161. А мы можем эти работы сейчас остановить и не оплачивать? — спросил у чиновника Игорь Осипенко.
— Только если расторгнуть действующие контракты, — ответил Подшивалов.
— Может, это стоит сделать? За миллиард у нас построим два спортзала, в Углегорске построим спортзал. Зачем нам платить эти деньги? — предложил рассмотреть этот вариант Осипенко.
— Давайте я еще раз скажу: у нас есть документы федерального уровня, поскольку мы являемся участником соглашения об исполнении этого федерального закона, мы исполняем. В постановлении правительства написано, что Сахалинская область приняла на себя обязательства по финансированию строительства объектов инфраструктуры не менее чем…, — продолжал объяснять Подшивалов, но его перебили.
— [Артем] Владимирович [Подшивалов], мехколонну
Это шутка из разряда "мем смешной — ситуация страшная". Пока депутаты упражняются в остроумии и размышляют о том, как бы кинуть подрядчиков на деньги, область превращается из
— Сейчас, заметьте, в средствах массовой информации, которые направляет правительство, "Горного воздуха" уже нет. У нас Курилы больше звучат, развитие, какая-то лагуна, — прокомментировал Болотников.
— Буссе, — подсказали коллеги.
— Да, лагуна Буссе, что-то другое. А "Горный воздух" заметили, как притих? Притих. Его уже так не раскручивают. Он уже не стоит первоочередным кластером по развитию туризма, куда будет приезжать миллион туристов. Камчатка за прошлый год приняла 270 тысяч, а мы какие-то 600 хотим. Я патриот Сахалина, но Камчатка, она более привлекательна. Как бы там ни было, своими вулканами даже, — выступил Болотников.
Ещё 720 миллионов в сумме за несколько лет выделяется на строительство центра бокса. Наталья Ждакаева засомневалась в необходимости настолько большого комплекса — общая площадь 5355 квадратных метров. Депутат не понимает, откуда возьмется столько боксеров в Сахалинской области.
— Да не в обиду, Олег Элекпаевич [Саитов]. У нас теперь все боксеры будут? Мы как заполним? Кто это просчитал? — интересовалась Ждакаева.
— Там не только боксеры. Там будут два зала, один игровой. Футболисты, пожалуйста, волейболисты, баскетболисты, зал будет многофункциональным, там любой вид спорта можно запускать. Зал бокса будет и игровой зал. Там рядом целый район — "Эдем" — неохваченный. Это прям рядом с "Кораллом", — вступился за свой проект двукратный олимпийский чемпион по боксу, по совместительству председатель комитета по спорту, туризму и молодежной политике Олег Саитов.
— Зачем нам такой большой центр бокса? — не унималась Ждакаева.
— Ну ты пойдешь заниматься, а че делать. Пару финтов тебе покажем, — пошутил ещё один думский спортсмен Евгений Лотин.
Ну а если вдруг страхи Натальи Ждакаевой оправдаются и нужного числа боксеров не найдется, всегда можно привезти откуда-нибудь губернатора-боксера. Тогда чиновникам из ПСО придется самим выходить на построенные ринги, как с губернатором-хоккеистом они все повыходили на лед.
Артем Подшивалов не разделяет опасения депутата — вопрос был согласован со спортивным сообществом, заниматься будут не только боксеры, а спортивных сооружений в этой части города нет. И с учетом запланированных лимитов непонятно, появятся ли они в ближайшие годы где-нибудь ещё.
Уже на 2023 год стоит чуть больше одного миллиарда на весь спорт, это, с одной стороны, стандартная ситуация — на последний год трехлетки и в прошлом ставили заниженные цифры, со временем их корректируют, а с другой — все ещё один из возможных вариантов развития событий с учетом внешних обстоятельств и внутреннего разбазаривания казны.
— Может, тут еще половину того, что есть, порежем, мы же общего бюджета не видели, — предположил Анатолий Кочнев. — Одних только социальных обязательств мы напринимали на 24 миллиарда, то есть 24 миллиарда мы уже должны отдать. А представьте, если мы наберем всего 100 миллиардов? 24 миллиарда — это только социальных обязательств. А ещё все остальное.
— У нас сейчас совсем другая ситуация наступает, другая эпоха бюджета — плохая. Денег не будет хватать ни на что, — печально подвел итог Осипенко и повторил предложение экономить на "Горном воздухе". — Только сегодня обсуждали — на Курилы уходим, будем там горнолыжный курорт строить, только сегодня на инвестиционном совете говорили: будет клуб, инвесторы придут, вот пусть они там и строят. А тут [на "Горном воздухе] пока притормозить.
В своих выступлениях депутаты придерживались единой линии — пока остались хоть какие-то деньги, нужно решать насущные проблемы: дороги, дворы, медицина, а уже потом горки, соревнования и, может быть, какой-нибудь туризм. Выразят ли они те же самые мысли во время голосования за бюджет на ближайшие три года, станет известно примерно в конце ноября.