Колясочники Южно-Сахалинска рассказали о недоступной среде
Инвалиды и их родители жалуются на автобусы в Южно-Сахалинске. Сесть в них, если ты передвигаешься в инвалидной коляске или везешь в ней ребенка, невозможно без посторонней помощи. Автобусы, заезжая в остановочный карман, не подъезжают близко к тротуару, а останавливаются на расстоянии от бордюра. Это делает посадку для колясочников нереальной.
Олеся Ковалева уже несколько лет ездит из Охи в Южно-Сахалинск, чтобы ее 10-летний сын мог проходить здесь реабилитацию. На этот раз она возила его на занятия в реабцентр "Преодоление" больше четырех месяцев. Снимала квартиру в планировочном районе и добиралась в центр на общественном транспорте. Почти каждый день поездка была гарантировано проблемной.
— Ни один автобус не подъезжает близко к бордюру. Приходится не садиться в него, потому что я физически сама не могу затащить коляску с сыном. Далеко не каждый кондуктор поможет это сделать. Если в автобусе или на остановке есть мужчины, они часто помогают. Если нет, приходится ждать другого автобуса, и каждый раз это риск опоздать на занятие, — рассказывает Олеся.
Такое происходит во многих городах и не только на Сахалине. Сейчас в Южно-Сахалинске делают новые остановочные карманы. Возможно, и водители станут вести себя по-новому, думая о маломобильных гражданах. Новые карманы уже обустроили на Коммунистическом проспекте при его реконструкции. В тестовом режиме работают две такие остановки. Если они будут удобны для горожан, их будут проектировать именно в таком виде.
Еще один тип карманов протестировали на спецплощадке.
Фотографии из телеграм-канала "Градовод"
Кроме автобусов есть еще немало сложностей для маломобильных граждан. Несмотря на все разговоры о доступной среде и действия в этом направлении, передвижение по областному центру в инвалидной коляске полно препятствий. В Южно-Сахалинске, по предварительным подсчетам, 1700 бордюров, которые нужно понизить. В основном это спуски и подъемы на тротуарах в местах заездов во дворы, пешеходные переходы. На локальные понижения понадобится около 200 млн рублей. Бордюры в городе сравнивают с асфальтом не только при капитальном ремонте улиц, но и в рамках текущего содержания улично-дорожной сети. В этом году около 40 понижений сделали точечно (на Горького, проспекте Победы, Пуркаева). На улице Ленина в двух местах реализовали экспериментальное решение: не людям нужно спускаться, а машинам — приподниматься. Но общее впечатление инвалида, который хочет не сидеть, замкнувшись в четырех стенах, а жить, как все нормальные люди, пока все равно можно описать одним словом — неудобно.
— На коляске самой, без посторонней помощи невозможно проехать эти бордюры, — говорит Елена Сибилева. — Ты просто встаешь, и приходится кого-то просить, чтобы тебя наклонили и помогли. Бывает, что переезжаешь дорогу по светофору, проезжую часть пересекла, а на тротуар перейти не можешь, потому что там этот бордюр. Да взять вот даже тротуарную плитку. По ней тоже не всегда удобно ехать, особенно если она раскрошившаяся.
Пандусы в городе иногда сделаны просто издевательски, кнопки для вызова сотрудника — тоже. Вот кнопка вызова на крыльце аптеки на улице Комсомольской. Каким образом человеку на коляске подъехать к ней, чтобы к нему вышел фармацевт и продал лекарство? Обычный прохожий даже не заметит это, но стоит пройти по городу, обращая внимание на такие вещи, как можно увидеть много интересного.
Еще один пример — городские бани на проспекте Победы. Мало того, что здесь символическое крыльцо состоит из одной ступеньки (можно было бы обойтись без нее), так еще и кнопка вызова расположена ближе к дверям. Колясочнику нужно попасть на крыльцо, чтобы нажать на нее, а пандуса нет. Можно было бы положить сбоку маленький настил, но не сделано и этого. В 2014 году эту баню открыли после капитального ремонта. Разве шесть лет назад никто не беспокоился о доступной среде?
— Очень мало пандусов в парикмахерских, кафе, поликлиниках, — говорит Елена Сибилева. — Мы с друзьями все колясочники, все молодые люди. Занимаемся спортом, общаемся, нам тоже хочется куда-то сходить. Из заведений я знаю только один суши-бар, куда легко попасть, но не ходить же нам только туда постоянно. В поликлинике №2 пандуса нет, есть подъемник, но им тяжело пользоваться.
Руководитель центра развития городской среды "Наш город" Василий Вишневский объясняет, что не так с пандусом на фотографиях ниже. По нормативам у него должны быть два поручня с обеих сторон, чтобы инвалид при подъеме и спуске мог держаться обеими руками. Поручни должны быть на полметра длиннее, чем сам "заборчик". Это позволяет колясочнику взяться за них еще до того, как он начнет движение вверх. Это тоже прописано в требованиях к пандусам. Оба эти требования в данном случае не соблюдены.
Тем временем про госпрограмму "Доступная среда в Сахалинской области" что-то давно не было новостей. А если и были, то единичные. Видимо она уже создана, а мы не замечаем.