Эдуард Таран на допросе у Хорошавина: не знаю, как на "Единую Россию", но на нас никто не влиял
В городском суде Южно-Сахалинска продолжаются допросы свидетелей по выборному делу Александра Хорошавина и Алексея Лескина. На вопросы в зале суда отвечал Эдуард Таран, во время выборов в городскую думу в 2014 году он возглавлял региональное отделение партии "Справедливая Россия". А один кандидат, представленный партией, — Константин Бурдюгов — в результате прошел в городскую думу. Сейчас его фамилия фигурирует в списке семнадцати тех, кто, по версии следствия, передавал суммы в несколько миллионов в обмен на кресло в гордуме.
Эдуард Таран рассказал, что Константин Бурдюгов не был членом "Справедливой России", но устав партии разрешает выдвигать таких кандидатов. Для претендентов на кресло депутата это возможность не собирать подписи. А для партии, особенно маленькой, — выиграть мандат. Дело в том, что с 2014 года в городское собрание Южно-Сахалинска можно пройти только по одномандатным округам, то есть под собственной фамилией, а не по партийным спискам.
Эдуард Таран даже пытался оспорить это нововведение в суде. Оно было продиктовано федеральным законом и принято областной думой по инициативе городской. Но, по мнению Тарана, это правило ставит небольшие партии в неравное положение по сравнению с "Единой Россией": нужно больше средств, чтобы распиарить кандидата. Поэтому Константин Бурдюгов и был интересен "Справедливой России" — у него средства на избирательную кампанию были. Бурдюгов — бизнесмен, и, как несколько раз его охарактеризовали на судебном заседании, человек ресурсный.
Кандидатуру Бурдюгова, как то и положено по уставу партии, одобрили на общем собрании регионального отделения "Справедливой России". Как и в случае с другими кандидатами, решение принимали с помощью тайного голосования. А это, по словам Тарана, делает невозможным какое-либо влияние со стороны регионального правительства, губернатора, мэра и кого-либо ещё.
— Голосование проводилось заполнением тайного бюллетеня. Это как выборы. Хочешь — порви. Хочешь вообще ничего не пиши. То есть никто над ними не стоит, — отвечал на вопросы Таран. — Почему тайное голосование? Потому что в глаза человек говорит: "Да", а потом может сказать: "Нет". И раз — и убрать его оттуда.
То есть решение принимается коллегиально, и один человек не может гарантировать, что тот или иной кандидат будет одобрен партией и выдвинут.
— По поводу конференции, которая коллегиально выдвигала [Бурдюгова]. Влиял ли я лично, Лескин, мои заместители или кто-то из аппарата на решение вашей конференции? — уточнил у Тарана Александр Хорошавин.
— Никто не приезжал, никто не приходил, если мне память не изменяет, — ответил Таран.
— То есть это было добровольное коллегиальное решение? — спросил Хорошавин.
— Добровольное коллегиальное решение, — подтвердил свидетель.
— Хорошо, тогда вопрос прямой. Вот, например, губернатор, члены правительства области, сотрудники администрации города, они могут своими действиями привести к тому, чтобы кандидат был снят, например? — интересовалась защита.
— Я не знаю, как там в "Единой России", на нашу партию они не влияют, — однозначно ответил Таран.
Эдуард Таран добавил, что рычаги воздействия могут быть, если, например, члены партии работают в правительстве или администрации. В таком случае им могут угрожать увольнением. Но в "Справедливой России" чиновников нет. При этом снять кандидата может сама партия — такое иногда бывает, если, например, кандидат при выдвижении скрыл судимость, а его конкуренты о ней узнали. Или же на кандидата могут подать в суд его оппоненты — партия или соперник за место в думе.
— Вы каким-либо образом содействовали, оказывали какую-нибудь помощь ему [Бурдюгову] в выдвижении? Чтобы его внесли в эти списки? На голосовании? — интересовался прокурор.
— Нет. Никакую помощь не оказывал. Тут надо просто понять один момент: на тот момент партийные списки убрали у нас. И чтобы пойти на выборы одномандатником, надо быть смелым человеком, потому что шансы не очень велики, — ответил Таран.
Здесь прокурор увидел противоречие между словами Тарана в суде и его же показаниями на этапе следствия и подал ходатайство. Защита возразила, но суд встал на сторону обвинения. Прокурор обратился к протоколу, датированному февралем 2018 года и зачитал выдержку оттуда. Таран неуверенно согласился, что подпись на документе принадлежит ему, но что касается сути показаний — свидетелю судить сложно, прошло почти три года.
— Ранее вы указывали, что, во-первых, правительство Сахалинской области, аппарат губернатора, администрация имеют возможность оказать определенное воздействие, то есть давление на кандидатов, [повлиять на] снятие возможных кандидатов с дальнейшего участия. В последующем также вы указали, что выдвижение Бурдюгова не является вашим добровольным решением. Что Бурдюгов фактически мог пройти с вашего ведома и, в том числе, вы могли обеспечить его выдвижение от партии. А до этого говорили, что никто этого гарантировать не мог. Тут вы указываете, что оказали определенного рода содействие и в последующем он был выдвинут. И также указываете, что данный кандидат был как раз рекомендован вам [Олегом] Стрекаловым, который принимал это решение, скорее всего, с ведома и по указанию [Анатолия] Макарова. Это существенно. В этой связи конкретизировать: на текущий момент подтверждаете данные сведения? — спросил прокурор.
— Что там конкретно расходится с моими показаниями? — не понял Таран.
— Только что объяснил. Долго объяснял. Наличие административной возможности оказать воздействие — раз. О том, что в последующем Бурдюгов вам рекомендовал, вернее, даже не рекомендовал… — объяснял представитель стороны обвинения.
— Я там что, написал, что меня заставили что ли? Били ногами?
Эдуард Таран объяснил, что ничего противоречивого в этой ситуации не видит: да, партия была заинтересована в том, чтобы выставить кандидатов, которые могут взять место. Ведь количество выигранных мандатов — это один из показателей работы регионального отделения партии. Поэтому Бурдюгов в этой ситуации — выигрышный вариант. И в том, что его предложил именно Стрекалов — противоречий нет, ведь предложить и заставить разные вещи.
— Почему я как руководитель партии не имею права согласиться и взять его, предложить людям и сказать: "Ребята, нам нужен результат, от этого зависит наше финансирование, мое положение и ваше положение в этой области". Потому что чем показатель регионального отделения, он чем складывается? Из, скажем, мандатов, полученных в области. Чем больше мандатов, тем лучше работает региональное отделение. И для этого в уставе у нас предусмотрено выставлять непартийных [кандидатов], — аргументировал свою точку зрения Таран.
— Смотрите. Акцентирую ваше внимание на определенных обстоятельствах. В частности, "Стрекалов мне объяснил в сложившейся ситуации, в том числе, что человек Бурдюгов пройдет на выборах, поскольку человек ресурсный, то есть у него есть финансовые возможности..." — зачитывал выдержку из протокола прокурор.
— О чем я сейчас и говорил, до оглашения протокола, что Бурдюгов являлся ресурсным кандидатом. И поэтому он рассматривался. О чем мы говорим-то? Результат "Справедливой России" оказался намного лучше, чем даже у ЛДПР. Хотя ЛДПР всегда побеждала. Принятое решение по выдвижению Бурдюгова оказалось верным. То, что в протоколе написано про Стрекалова, — все ведется в диалоге и кандидаты ищутся не в один день. Они обговариваются, — объяснял Таран. — То, что меня заставили его выдвинуть, — это неправда.
Эдуард Таран объяснял, что со Стрекаловым, как с начальником департамента внутренней политики, они встречались в основном по партийным делам и организационным вопросам. Что касается процесса проведения выборов — Стрекалов может делиться своим мнением, но это не обозначает, что идет какое-то давление.
— Мы тогда выставляли очень много кандидатов, шедших вразрез, например с политикой правительства, — заявил Таран. — Работа Стрекалова и всех — это просто такая политика, скажем так. Российская. Представители парламентских партий должны как-то зайти в собрание, в областную думу, нельзя, чтобы [были депутаты] только из "Единой России". Понятно, такая политика государства. И, конечно, там на каких-то моментах просто помощь оказывается партии.
Таран добавил, что независимо от того, кто предложил кандидата — Стрекалов или кто-то еще, результат был бы один и тот же, так как "Справедливая Россия" была заинтересована в том, чтобы зайти в думу и решила бы выдвигать Константина Бурдюгова.
Защита зачитывала выдержку из оглашенных ранее показаний. В ней Бурдюгов говорит, что ему как человеку опытному в политике было очевидно, что аппарат губернатора и мэр заинтересованы в том, чтобы сформировать думу из депутатов лояльных к новому мэру.
— Источник вашей осведомленности об этом? И что вы имели в виду? — уточняла защита.
— Нет никакого источника осведомленности, — отрезал Таран. — Это, может, скажем так, хороший следователь хорошо пишет. Как-то допрос так пробегаешь. Как именно сформировать именно под себя. Это, конечно, так. Я не могу ничего утверждать, почему именно под себя. Конечно, по-человечески любому мэру крики в думе не нужны. И, конечно, каждая кандидатура — мэр задумывается о ней.
— В ходе допроса на стадии предварительного следствия следователь вам помогал формулировать ответы на поставленные вопросы? Или записывал исключительно то, как вы отвечали? Или, может быть, какие-то вкрапления появились? — спрашивала защита.
— Я уже не помню. Он чего-то спрашивал, я отвечал, он записывал по большому счету. Я без очков. Ну как там. Читать там столько. Примерно вроде пробежал так. Записано. Ничего такого в этих показаниях различного [нет] — ответил Таран.
Александр Хорошавин и представители защиты расспрашивали Тарана про фонд партии: вносить в него пожертвования можно в любое время и использовать эти средства на нужды объединения — печатать рекламные материалы, делать публикации в прессе. В том числе, направлять их на предвыборную кампанию — но в этом Таран не до конца уверен. Вносить пожертвования может кто угодно. Чаще это безналичные переводы, но использовать наличные закон не запрещает. В любом случае расход средств проверяет налоговая, а расходы по выборному фонду — избирком.
Эдуард Таран подтвердил, что никаких препятствий со стороны губернатора или правительства, партии и её кандидатам не создавалось. А результат, полученный на выборах в 2014 году, Таран оценивает как неплохой, особенно на фоне других партий — если не считать "Единую Россию". Бурдюгова выбрал народ во время голосования, и его результаты сомнению не подвергались.
Позже, напомним, он ушел из гордумы
Обсуждение на forum.sakh.com