В Южно-Сахалинске только и говорят, что о дизайн-коде
В Южно-Сахалинске продолжают обсуждать дизайн-код. Заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства Яна Ермакова и заместитель руководителя ГКУ "Региональный градостроительный центр" Михаил Филюшкин встретились с журналистами, чтобы ответить на вопросы. Их осталось не так много за тот год, что дизайн-код обсуждают в публичном пространстве.
Внедрять его собираются на следующий год, тогда же и проведут все необходимые изменения в нормативно-правовой базе, чтобы закрепить новые требования в документах. Предполагается, что пройдут и публичные слушания, так как нужны поправки в правила землепользования и застройки. Гражданам подробно расскажут о том, что такое дизайн-код и чего он поможет достичь.
Если коротко, то это свод определенных правил, которые регламентируют внешний облик города. Как объяснил Филюшкин, это что-то типа алфавита для архитекторов — специальный инструмент, который поможет проектировать город в единой концепции. В нем будут прописаны требования к фасадам, вывескам, тротуарной плитке, озеленению и всему тому, что окружает сахалинцев на улице.
— Блок благоустройства очень интересно предложен нашим подрядчиком: там есть конструктор, в профиле улиц можно выбрать велодорожку, ширину тротуара, какое мощение может быть, какие малые архитектурные применять, тип лавочек, урн или павильоны остановочные — это тоже, я считаю, наша фишка интересная, помощь нашим проектировщикам. Им не нужно будет ничего выдумывать, они взяли, посмотрели, какой конструктор приемлем, и применили эти решения, — рассказала Яна Ермакова.
Администрация проводит встречи и с предпринимателями Южно-Сахалинска. На них дизайн-код тоже скажется. Бизнесу придется перейти к менее кричащим вывескам, выполненным в едином стиле, чтобы помочь городу избавиться от визуального мусора. Как пояснила Яна Краснова, эта стратегия окупится. Опыт других городов показывает, что такой подход позволяет увеличить выручку в среднем на 30 процентов. Да и любой предприниматель является жителем города, а значит, заинтересован в том, чтобы Южно-Сахалинск был красивым.
— Не надо рассматривать дизайн-код как появление очередной сдерживающей нормативки. Дизайн-код — это, по сути, наш с вами договор с нашим окружением. Зайдем издалека. Мне вот не нравится, когда человек едет в два часа ночи и у него музыка из открытых окон так играет, что жить невозможно. Ему нравится вот так, а мне не нравится. И с одной стороны, он свободный человек, может делать что хочет. Я свободный человек. Но происходит насилие с его стороны: он заставляет меня это слушать. И когда речь идет о баннерном шуме, о баннерной слепоте, визуальной какофонии — это аналогичный пример. Человек считает, что так хорошо, и он ведет себя как хулиган в городе — хочу, большую рекламу сделаю, хочу, провокационного содержания рекламу повешу. Ну а что? Я свободный человек, мне разрешили. Но я тоже свободный человек. Можно я это не буду видеть? И дизайн-код — это нормы поведения в городе. Дресс-код. Если человек придет в майке-алкоголичке и трениках с вытянутыми коленками на губернаторский бал, конечно, его никто не прогонит. И ему даже дадут отпраздновать. Но мне неприятно. Губернатору, наверное, тоже. Это и есть взаимоотношения. На городских улицах это тоже должно возникать также. Мы все должны получать удовольствие от того, что мы в этом городе живем. Мы хотим, чтобы та среда, в которой мы находимся, была красивой и комфортной. Должно быть красиво, мягко, хорошо, интеллигентно, — прокомментировал Михаил Филюшкин.
Впереди у администрации ещё много работы: обсуждать дизайн-код будут и с жителями, и с бизнесом. Для последнего даже могут ввести субсидию, чтобы переход к новым правилам меньше бил по карману. После внесения изменений во все нормативно-правовые акты предполагается длительный период перехода к новой концепции, однако первые плоды южносахалинцы увидят уже в 2021 году.