Из-за нехватки денег в бюджете на Сахалине могут вырасти цены
Сахалинское министерство торговли и сельского хозяйства не исключает, что на острове могут вырасти цены на товары местных аграриев, животноводов и предприятий пищепрома. Дело в том, рассказала на обсуждении бюджета в областной думе министр Инна Павленко, что сегодня в регионе действует развитая система дотаций и субсидий. Вкруг выходит, прикинула она, что с учетом капитальных затрат и вложений в агротехнологии и обновление техники область субсидировала приблизительно 31 копейку на каждый рубль себестоимости продукции. Или 21 копейка чисто на производство того или иного местного товара.
В условиях, когда финансирование госпрограммы "Развитие сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" сократилось с 2,5 миллиарда до одного с небольшим, призналась Павленко, субсидии в 2021-м пока спрогнозированы в размере 5 копеек на рубль.
— Примерно 15-20 процентов рост цен на продукты питания возможен (последнее слово министр выделила голосом). Но мы постараемся этого не допустить с вами совместно. Будем обсуждать и изыскивать возможности. В любом случае первые полгода люди будут спокойно работать, содержать скот, готовиться к полевым работам. Да, происходит сокращение расходов на программу на 54%, мы большую работу провели, составили прогноз рисков, направили его в адрес председателя правительства. Он держит ситуацию на контроле, мы обсуждали достаточно детально все мероприятия программы. Правительство четко обозначило свою позицию — программа недофинансирована и ее бюджет требует корректировки. Что мы сделали? В рамках предельных объемов финансирования мы расставили приоритеты. Главное для нас — в первом полугодии подготовиться к посевной кампании и пройти зимний стойловый период без сокращения поголовья, — рассказала Инна Павленко.
В базовом сценарии выхода из кризиса в минсельхозе рассчитывают на весенние поправки в бюджет — в области ждут поступлений по налогу на прибыль от нефтегаза. Эти деньги, возможно, и пойдут на дофинансирование похудевших госпрограмм (проблемы не только у минсельхоза). При этом, заметили депутаты, есть риск, что свободных средств останется очень немного — все, что получит регион, вероятно, направят на финансирование бюджетного дефицита.
— Тех объемов финансирования, которые есть, их недостаточно, чтобы догнать и перегнать. Задача в том, чтобы сохранить то, что создано. Но если средств не поступит, есть риск сокращения производства, — признала чиновник.
Если не считать ценовых перспектив, обсуждение программы развития сельского хозяйства получилось достаточно постным. Александр Шарифулин и Светлана Иванова попытались поднять тему ущемления прав производителей — первый рассказал про несправедливое распределение субсидий, вторая — про проблемы с расчетами по контрактам, которые должны оплачивать государственные совхозы. Инна Павленко попросила рассказать ей о конкретных примерах и добавила, что вот конкретно в данный момент о чем-то подобном жалоб ей не поступало. Будут жалобы или суды — будем разбираться.
Попытались поднять вопрос крупных инвестиционных проектов с приставкой "агро", но министр от наиболее дискуссионной финансовой стороны быстро открестилась — "я за продукты, а не за деньги". А вот с производством, уверена она, как раз все в порядке: "выпуск" свинины на Сахалине и Курилах с 2013 года вырос с 1 до почти 6,5 тысячи тонн. И в основном благодаря как раз "Мерси". А "Грин", даже находясь в инвестиционной стадии (то есть еще не начав работать на полную катушку), уже занял 23% рынка всего сырого молока на островах. Свое производство они должны запустить в следующем году, а пока сдают молоко на разные заводы по всему острову.
Интригу в обсуждение попытался внести Александр Ивашов — он спросил, что это за
Еще одна программа — "Развитие торговли и услуг" (95 миллионов в этом году и 39 в следующем), за которую также отвечает минсельхоз, обошлась без какого-то особенного обсуждения. Только Артем Круглик захотел узнать, как будут достигать индикатора "снижение розничной наценки". Инна Павленко заметила, что цены контролировать не может и не будет, но верит в конкуренцию и законы рынка.