Выборы губернатора Сахалинской области: сколько?
Сегодня в Южно-Сахалинске продолжаются судебные разбирательства по делу о взятках на выборах в городскую думу 2014 года. Очно по нему проходят Александр Хорошавин и Алексей Лескин, заочно — в отдельных производствах — Анатолий Макаров, скрывающийся в Грузии, и Андрей Лобкин, уехавший в Америку. Суть, если коротко: по версии следствия, кандидаты в депутаты платили деньги организованной группе чиновников за помощь и содействие на выборах. Защита утверждает, что никаких взяток не было, потому что влиять на ход голосования избирателей невозможно, а деньги, о которых идет речь, — это избирательный фонд для оплаты работы политтехнологов, наглядной агитации, рекламы в СМИ и проч. Избирательные фонды были до Хорошавина и есть после него. Сегодня автор познакомит вас с содержанием одного из них.
***
История этого фонда очень близка к выборам 2014 года, потому что он касается следующего после Александра Хорошавина губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко. Первого задержали в ночь на 4 марта 2015 года, второго избрали уже 13 сентября. В достоверности сметы особенных сомнений нет — скорее всего, она реальная и рабочая. Но нужно учитывать, что выборы — дело такое. Это не ваш стандартный поход в магазин, когда вы точно знаете, сколько потратите на хлеб, а сколько на молоко. Выборы требуют креатива, часто нестандартных решений. И, кстати, об этом говорит количество версий сметы, которая называлась "Рамочный бюджет губернатор СО".
Sakh.com изучил все доступные, а последняя была под номером 6 — вероятно, по количеству изменений. Конечно, что-то переиграли, что-то не получилось. Но масштабы все равно впечатляют.
***
Прежде чем начать считать чужие деньги, скажем, что "Предельным размером поступлений средств в избирательные фонды кандидатов при проведении выборов губернатора Сахалинской области" в 2015 году по решению областного избиркома были 20 миллионов рублей.
Вот разбивка по пунктам:
При этом уже после выборов Олег Кожемяко через свою уполномоченную по финансам Анну Горичеву (супругу Виталия Горичева, политтехнолога, с которым Кожемяко отработал выборы и которого потом сделал вице-мэром Корсаковского района) отчитался о поступлении и использовании только 8 млн рублей:
Объектом данного исследования не является избирательный фонд последователя Олега Кожемяко — Валерия Лимаренко, но некоторые сведения из его отчета чуть позже нам все-таки пригодятся. Скажу лишь, что на выборах губернатора Сахалинской области 2019 года кандидаты официально могли потратить уже 50 млн рублей, и Лимаренко отчитался о расходовании 49 млн.
Итак: Олег Кожемяко в качестве кандидата в губернаторы Сахалинской области в 2015 году официально мог потратить на кампанию 20 млн рублей, а отчитался о затратах в 8 млн.
Что же в сметах?
Судя по последней версии, которую получила автор, выборы обошлись в 224,7 млн рублей. Но самая большая сумма, отраженная в таблицах, — 349 млн.
Учитывая, что и та, и другая сумма в несколько раз превышают официально возможную и отчетную, не будем мелочиться из-за 100 млн, и разберем, за что в принципе были готовы платить. И, наверное, платили.
Обязательно насладитесь терминологией.
- На социологические исследования (это когда вам звонят и спрашивают, как вы поживаете и за кого собираетесь голосовать) — 6 млн рублей (по 1,5 за штуку).
- Проект "Олег Кожемяко — личный контроль" (это, видимо, когда будущий губернатор сам выезжал на уборку улиц, осматривал ямы во дворах, таскал бревна в парке и т.п.) — 86 млн 700 тыс. рублей, включая создание интернет-площадки — 46 млн; агитационную сеть (цитирую: обстучка, привод в день голосования, бонус за победу) — 10 млн 270 тыс. рублей; бригадиры агитаторов (103 штуки, 6,9 млн.); бригадиры бонус (тоже цитата) — 2 млн; пикеты, уличные массовые мероприятия, встречи кандидата — 12 млн; контроль за работой агитационной сети — 9 млн.
- Штаб (накладные расходы): помещения, связь, интернет, транспорт, аренда жилья и т.п. — 46,2 млн.
- Агитационно-пропагандистские материалы (АПМ, белая кампания плюс контр-кампания, СМИ, наружная реклама) — 67 млн, где, например, СМИ было выделено 16 млн.
- Прохождение муниципального фильтра основным кандидатом и кандидатом-техником (логистика, юридическое и нотариальное сопровождение, ресурсы для работы с муниципальными депутатами) — 5 млн.
- Вип-мероприятия (приезд федеральных журналистов, политики, культура, видимо, Надежды Бабкиной) — 5 млн.
Не обалдели еще? Продолжаем.
- Кампания сопровождения — спойлер, оппонент, техник, контр-кампания — 43 млн.
- Центральный штаб — 21 млн.
- Технологическое сопровождение кампании — 43 млн.
Пожалуйста, не спрашивайте меня, где учат на тех, кто зарабатывает такие деньги на выборах, я не знаю.
Вот еще:
- Проект "Олег Николаевич Кожемяко — народный контроль" — 12 млн 580 тысяч, но по пунктам довольно скромно: веб-дизайнеру всего 100 тысяч, медиаменеджеру 300, а руководителю (Борис Ельшин?) по этой смете вообще ноль, так как его гонорар учтен на другом листе.
Кстати, почему-то совсем ничего ОТВ и издательскому дому "Губернские ведомости" — тут по нулям. Неужели пиарили за бюджетные деньги?
Но зато "ГТРК-Сахалин" должны были почти 2 млн.
В еще одной смете есть интересный раздел "Перехват и удержание повестки по изменению часовых поясов". Помните, выборы Кожемяко были соединены с
Но самый, на мой дилетантский взгляд, любопытный раздел всех смет — это "День голосования", который аккуратно сокращен до ДГ. И здесь, по-моему, уже мало просто округленных глаз из-за удивления "живут же агитаторы и их бригадиры".
Что должны делать кандидат и его команда в день голосования? Сходить проголосовать всей большой компанией и маленькими порциями выпивать в штабе в нервном ожидании сводок с экзит-поллов и предварительных результатов.
Но судя по изучаемым сметам, тот день был намного более насыщен:
- Оплата УИКов (участковых избирательных комиссий) — 13 млн 220 тыс. рублей. И расшифровка: УИКи, работающие по схеме №1 — 10 шт, 2 млн; УИКи, работающие по схеме №2 — 66 штук, 9 млн 900 тыс. рублей; полевая работа и орграсходы УИКов — 66 шт, 1 млн 320 тысяч.
- Оплата наблюдателей — 5 млн 280 тыс. рублей: наши наблюдатели — 132 человека, 660 тысяч рублей; не наши наблюдатели — 132 человека, 1 млн 980 тыс. рублей (стало обидно за наших); не наши члены с решающим голосом (а это что? Члены избиркомов с правом решающего голоса? В смете кандидата?) — 132 человека, 2 млн 640 тысяч рублей.
- (за гранью добра и зла) Местный руководящий состав ТИК (территориальная избирательная комиссия) — 500 тысяч рублей.
- Ну и: технологическая группа на обеспечение проекта (1 месяц, гонорар, транспорт, проживание) — 5 человек, 5 млн. рублей.
Страшно делать какие-то выводы, поэтому давайте посмотрим, за что и сколько платил Лимаренко — официально.
Если знаете, сколько заплатил неофициально — сообщите по известным каналам связи. Конфиденциальность гарантируется.
В финале подумала: а может, взять и выложить эти сметы? Пусть народ сам посмотрит. Можно? Нельзя? Спишу на коронавирус. Смотрите.
Смета 1 xlsx, 22.18 КБ
Смета 2 xlsx, 23.15 КБ
Олег Кожемяко был губернатором Сахалинской области около трех лет. К концу 2018 года он резко почувствовал тягу к родному Приморскому краю и позже стал там губернатором. А нам прислали Валерия Лимаренко.