Сахалинское правительство решило ещё сильнее закрыться от обсуждения бюджета с гражданами
Сахалинский бюджет больше не будет таким открытым, как раньше. По крайней мере такие планы у правительства региона. Министр финансов Ольга Лопатина на встрече с депутатами рассказала, что формат публичных слушаний они собираются поменять на публичные обсуждения. Разница в том, что первые могут проходить только в офлайн-режиме, а вторые разрешено проводить в онлайне, как это было и
Напомним, публичные слушания по бюджету 2021 года проходили по электронной почте, а затем в прямом эфире губернатор Валерий Лимаренко отвечал на вопросы, некоторые из которых звучали голосами его же сотрудников, а дозвониться и реально выйти в эфир — миссия, кажется, более сложная, чем спасти мир от вселенского зла. Это на себе прочувствовал Игорь Янчук, правда, на другом мероприятии.
— Было какое-то мероприятие, ситуация такая: позвонил за сутки, представился, кто я, не стал туда в зал идти, сказал, что депутат от района, сказал, какой вопрос. И что вы думаете? Полвопроса задал губернатору, меня обрывают, а потом я пытаюсь вклиниться в линию, а меня уже нет, — рассказал коллегам Игорь Янчук Добавим, что на публичных слушаниях вывести звонивших в прямой эфир оператор не мог: якобы отсутствовала техническая возможность.
Но закрытость публичных слушаний от обычного народа не так волновала сахалинскую думу, как закрытость от самой себя же. Первый вопрос задал Александр Болотников — все ли депутаты могли прийти на слушания. Ольга Лопатина ответила утвердительно. Но согласились с ней не все — не попала в думу Светлана Иванова, да и в зале в основном присутствовали только главы комитетов. Отчасти поэтому желание проводить публичные слушания и далее в закрытом формате, как того хочет правительство, поддержали не все депутаты.
— Под пандемию очень удобно все переводить в онлайн и вместо нормального живого общения делать какой-то формализм. Но не везде это можно и не везде это необходимо. Публичные слушания — это важно, и я призываю их оставить в том формате, в котором они есть. А при обсуждении следующего года, если будет у нас какое-то неснижение [числа заболевших ковидом], мы будем к этому вопросу возвращаться, — сказал Игорь Осипенко. — И я хочу тоже выразить свое недовольство публичными слушаниями, я на них попасть, к сожалению, не смог. Наверное, сказали там: "Вот, придет Осипенко, будет там что-нибудь спрашивать, поэтому его надо вычеркнуть оттуда".
Но скорее всего, депутаты с легкостью проголосуют так, как того хочет губернатор, в обмен на "плюшку" для себя. Вопрос лишь в том, что это будет — какая-то личная выгода для отдельных членов думы или же парламентские слушания, на которых настаивает Александр Болотников. При таком формате присутствуют правительство и все депутаты, включая представителей районных собраний. В этом году прошло что-то подобное для депутатов областных — нулевые чтения, куда прессу не приглашали.
Хотя у прессы и некоторых депутатов много общего. Вот депутат Игорь Янчук, например, все никак не может попасть в здание областного правительства. И журналисты ИА Sakh.com порой испытывают те же трудности: то не пропускают на посту охраны, то не сообщают о мероприятиях, то переносят их в другие кабинеты. Практика эта не регулярная, но доставляет дискомфорт. А Игорь Янчук придумал выход из сложившейся ситуации.
— Я посчитал: из шести раз, когда меня приглашали официально на различные мероприятия или встречи к министрам, из шести раз меня пять не пускали на охране. А потом, когда мы с Осипенко Игорем Владимировичем как-то попали на одно из мероприятий, проводимых губернатором, я позвонил Уткину Владимиру Владимировичу (руководитель аппарата думы) и сказал: "Завтра я иду туда, если меня не пускают, я вызываю полицию, вы знаете, что я это могу сделать. Регистрирую факт того, что депутата Сахалинской областной думы не пускают никуда и все, я развернулся, мне не надо". Я, честно говоря, понял: не хотите меня там видеть — не надо. У нас есть процессуальные рычаги здесь, я буду больше работать в районе, буду задавать неудобные вопросы, бутылки с водой сюда буду приносить, — напомнил Игорь Янчук о проблемах с
В целом депутаты сошлись на том, что сейчас публичные слушания и так носят формальный характер. Светлана Иванова пугала присутствующих предстоящим митингом и недовольством людей нынешней властью, а Артем Круглик предлагал заслушать в 2021 году информацию о том, какие из предложений, озвученных на публичке, нашли реальное отражение в бюджете и как они были исполнены. Александр Болотников поделился личным опытом на эту тему: в этом году он впервые за двадцать лет решил "не марать бумагу" и не отправил ни одного предложения — до этого ни одно из его замечаний в итоговую редакцию закона не вошло.