Выставка панно из рыбьей кожи открылась в Южно-Сахалинске
По случаю юбилея уйльтинской мастерицы Вероники Осиповой в литературно-художественном музее книги Чехова "Остров Сахалин" устроили большой "рыбный" день.
Персоналия общим числом почти в сотню панно из рыбьей кожи была представлена в качестве сегмента программы Международного дня родного языка. Это логично: о своей родине она говорит оригинальным живописным языком, только для его понимания не требуется переводчик. И в целом творчество этого автора не нуждается в рекламе. Ее работы побывали почти на всех континентах, их совершенство порой вызывает споры у несведущих, которые принимают их за филигранную графику, а знатоки на любой выставке опознают стиль непревзойденного мастера живописи рыбьей кожей.
Многие коренные народы Севера и Дальнего Востока России, живущие при море или реке, используют рыбу на все "сто" — не только на стол, но и для создания одежды, обуви, предметов быта. Музейные коллекции прошлых лет бережно хранят экспонаты, которые в первую очередь помогали делать жизнь аборигенов комфортнее и приятнее. Но чем-чем, а "искусством ради искусства" они не занимались. Однако ХХ век и далее внес коррективы в обращение с традициями предков, деликатно встраивая их современный художественный контекст.
Притом как сложно в наше время претендовать на звание первопроходца, первооткрывателя, особенно в области народного творчества, Веронике Осиповой удалось с полным основанием застолбить свою "дорожку". "Северная звездочка" — так назвал ее Владимир Чеботарев, когда мастера принимали в ряды Союза художников. Индивидуальность, помноженная на верность национальным традициям, породила феномен Вероники Осиповой, считает художница Наталья Кирюхина.
Создаваемые ею камерные панно из рыбьей кожи безусловно возвели ремесленный, будничный навык северянок в ранг искусства. Если вам надо получить наиболее общее представление о жизни народа уйльта во всех ее проявлениях, можно сделать так: мысленно сложить все золотисто-серые прямоугольники, и получится красноречивая карта, уйльта-энциклопедия. Каждый коллаж — это микросюжет из жизни природы и древнего народа, с ней гармонично согласованного, как было раньше и, может быть, будет потом. На ее волшебных картинках звери живут вольной жизнью хозяев тайги, птицы — небесные странники, а люди занимаются делом — идут на охоту, рыбалку, вялят юколу, состязаются в стрельбе, а то просто радуются жизни, теплу родного очага, плеску волны.
У нее нет секретов в ремесле ни для кого, но для их постижения надо обладать "сумасшедшей работоспособностью", как говорит мама, известный на Сахалине лингвист Елена Алексеевна Бибикова. Ни минуты без дела, даже разговоры по телефону идут под шуршание обрабатываемой рыбы. Ее почерк определило слияние многих умений — рисовать (с трех лет, причем ее рисунки "забирались" даже в записные книжки мамы), шить (стала с подсказки мастерицы Лидии Кимовой технологом-конструктором швейных изделий), вязать-вышивать. К слову, начиналось все с орнаментов из замши, а потом пришла мысль повторить их в рыбьей коже.
Фото музея книги Чехова "Остров Сахалин"
У Вероники Владимировны в работе богатая "ихтио"-палитра. Все сахалинские рыбы платят ей "дань". Особого восхищения удостаивается бычок, но ввиду исключительной колоритности его кожу использует фрагментарно, чтобы визуально не "подавить" соседние слои, хороши и налим, и кета. И будучи в других регионах, она непременно экспериментирует с местными рыбами. Но самой универсальной "краской" для полотен Осиповой является горбуша, из нее "можно сделать все — и песок, и дерево, и дом построить". Кстати, среди первых ее опытов — изображение тайменя, который когда-то (кто помнит) даже продавался в магазинах, а нынче поселился в Красной книге.
Формат юбилейных выставок позволяет оценить эволюцию автора за многие десятилетия упорного труда. Тот же таймень сегодня видится скромной попыткой начинающего творца по сравнению с изысканными комбинациями различных материалов и техник, женственно тончайшими полутонами красок и настроений. Вслед за автором мы видим, как россыпь пятнышек на рыбьей шкурке обращается в снегопад, зооморфными завитками раскручиваются тучи над морем и прибрежные волны, и собачья упряжка азартно летит над изогнутой "кожаной" землей, напоминающей "чудо-юдо рыбу-кит"… Для некоторых она набрасывает эскизы, но часто рыбья кожа сама диктует сюжет, следует прежде всего дать фактуре "высказаться", выпустить на волю изощренную фантазию природы. Если ранние работы монтируются из разноцветья полосок кожи разных пород рыб, то постепенно в пейзаж вкрапляются лаконичные детали тушью, пером, акварелью, не остаются в стороне ткани и меха. Обаятельный образ родной земли собирается из естественных материалов, таких же негромких, сдержанных, но основательных, как природа северного Сахалина, что держит ее душу в крепких объятиях. Если постоять у картин Вероники Владимировны, вы почувствуете покой и умиротворенность. Они счастливо избежали намеков на суету ХХI века, они вне времени. "Никогда не стремилась достичь каких-то вершин, я просто люблю свое дело, работаю и пока не знаю, куда оно меня заведет…".
В уйльтинских легендах, которые перешли от известного сказителя Пакта, верхний мир описывается как царство красоты и совершенства, тогда как сахалинской земле достался эпитет "блеклая". Но вряд ли вы согласитесь с этим мнением, взглянув на панно Вероники Осиповой.
P. S. Выставка "Рыбья кожа" открыта до 19 марта.
12+