"КрасИнвест" пока не решил, как потратит 5 из 12 миллиардов на аэровокзал в Южно-Сахалинске
Сахалинская областная дума провела внеочередное заседание ради одного вопроса. Депутаты окончательно одобрили участие компании "КрасИнвест" в достройке и последующем управлении будущим аэровокзалом. Вчера депутаты предварительно согласовали это решение на заседании комитета, а сегодня поддержали идею в полном составе.
В основном настрой у депутатов был гораздо более спокойный, чем при первом
Предполагается, что аэровокзал должен быть готов за полтора года. С учетом организационных вопросов, связанных с оформлением документов и заключением всех договоров и соглашений между правительством и инвестором, — 19 месяцев. Примерно 11 сентября 2022 года комплекс должен быть сдан в эксплуатацию. Один из депутатов напомнил, что это как раз день выборов в облдуму. Если инвестор опоздает более чем на три месяца, ему придется заплатить 1,5 миллиарда рублей.
Немного о планах депутатам рассказал представитель инвестора, гендиректор АО "ЭРА Групп" Алексей Васильченко: семь миллиардов отправятся на достройку здания, еще пять — пока думают. Срок окупаемости будет зависеть от эффективности работы аэровокзала, но Васильченко рассчитывает, что через пять лет пассажиропоток увеличится до двух миллионов.
— Конечно, основной рост — это туризм. Когда мы считали, оценивали, [поняли, что] это международный туризм, потому что это уникальная природа, горнолыжные курорты, понятно, что экология, которой явно не избалованы жители Восточной Азии. То есть тут основное направление. И, конечно, российский туризм, потому что Сахалин, мне кажется, совсем нераскрытое направление для наших граждан, живущих в европейской части России, — сказал Васильченко.
Сейчас, по информации председателя правительства Алексея Белика, ежегодно услугами аэровокзала пользуются 1,3 миллиона пассажиров различных рейсов. Однако губернатор региона Валерий Лимаренко рассчитывает, что цифры вырастут и вовсе до пяти миллионов в год, это максимальная вместимость строящегося здания.
Менять конструктив здания инвестор уже не планирует, но внутри он будет отличаться от того, что было задумано изначально. Например, решения будут подбирать таким образом, чтобы можно было соблюсти все санитарные правила, которые появились из-за пандемии. Кроме этого инвестор намерен уделить внимание интерьеру.
Депутаты интересовались, сможет ли инвестор привлечь к проекту бывшего подрядчика — "СМК-68". Васильченко сказал, что политика компании — брать на подряды местные компании и использовать по возможности местные материалы. Но контракт будут заключать на конкурсной основе.
Депутаты в своих выступлениях несколько раз сделали акценты на том, что ПСО разработало серьезную систему штрафных санкций. Они должны будут каким-то образом подстегивать инвестора не нарушать сроки. Кроме того, министр имущественных и земельных отношений Светлана Налбатова отметила, что, несмотря на владение меньшей частью акций, регион все равно будет участвовать в принятии всех серьезных решений наравне с инвестором.
— В процессе обсуждения с потенциальными инвесторами и федеральной антимонопольной службой условий вот эти санкции немного были смягчены. На сегодня они составляют не три миллиарда, а полтора — это окончательные санкции, которые включены в обязательное для подписания акционерное инвестиционное соглашение. Помимо этого, есть очень много других санкций: штрафы от десяти миллионов до ста за нарушение каких-то процедурных вещей. И мы получали от потенциальных инвесторов письма, обращения с просьбой разъяснений с указанием на то, что очень много штрафных санкций мы указываем в отношении инвестора, а, по сути, насколько это корректно и допустимо. На что мы отвечали, что у нас сжатые сроки, и мы бы хотели, чтобы этот проект реализовался в течение 18 месяцев, поэтому не готовы идти на какие-то послабления, — рассказала глава МИЗО Светлана Налбатова.
— Я вам честно скажу, с настолько жесткими условиями в нашей инвестиционной деятельности на территории России мы не сталкивались еще. Понимаем и мотивацию, заложенную в эти санкции, и, конечно, есть определенные волнения. Надеюсь, справимся с обязательствами, которые на себя берем, — добавил Васильченко.
Выступлений у депутатов было, кажется, даже больше, чем вопросов. Похвалить правительство за такое решение не попытались разве что совсем молчаливые. Сказали и про жесткие санкции как одно из преимуществ, и про то, что деньги сэкономим, и про то, что инвестор молодец — так много денег предложил. Депутат А. даже помечтал вслух, что гостиница пятизвездочная у аэровокзала появится или же вторую взлетно-посадочную полосу построят. Другой депутат А. был готов отдать не 51 процент акций, а вообще все, не нужен региону аэровокзал на балансе, уверен он. Депутат С. просил коллег не высказывать недоверие — по его мнению, рискует только инвестор, а второй депутат С. был готов этому самому инвестору вместе с ПСО помогать.
И только депутат И. высказывал опасения, а ситуацию с аэровокзалом он назвал провалом правительства. И. напомнил коллегам, как те в Ростов ездили смотреть на аэропорт "Аэропортов регионов" — и все было здорово, пока народные избранники не узнали, что большая часть местных из-за повышенного тарифа летает из соседнего аэропорта. Вот только Сахалин — остров, у него вариантов меньше, чем у материковых субъектов. В то же время два миллиона туристов завтра не появятся, они к новому зданию в комплекте не прилагаются, а с учетом того, что все попытки региона развить хоть какой-то туризм заканчиваются провалом, ждать, что эти два миллиона наконец придут, придется долго. Но все это время инвестор будет нести издержки как минимум по содержанию большого здания, часть которого, возможно, так и будет пустовать.
Что же касается тарифа, поднятия которого так боялись депутаты и обычные граждане — в целом позиция единая: цена зависит не от инвестора, а регулируется внешними факторами, включая различные правительственные структуры. Однако депутат С. оговорился сразу на заседании: конечно, тариф поднимется, ведь уровень комфорта вырастет. И, по его мнению, это стоит изменений, ведь в ближайшем будущем с Сахалина можно будет улететь практически в любую точку земного шара.
В результате депутаты единогласно поддержали изменения. До прекрасного будущего осталось 19 месяцев.