Счетная палата: крабовые аукционы не принесли России ни крабов, ни денег, ни конкуренции
Счетная палата России провела проверку крабовых аукционов, состоявшихся осенью 2019 года. Тогда 50% квот на добычу этого вида морских гадов на Дальнем Востоке и северных морях оказалось перераспределено и продано. В основном победителями стали крупные холдинги,
Но в 2019 году эту систему решили изменить. Одними из наиболее ярых противников перераспределения оказались рыбаки на Сахалине — островные компании владели квотами на десятки тысяч тонн ценного ресурса, который экспортировался в Азию. По мнению наиболее ярких противников перераспределения (например, сидящего сегодня в СИЗО Дмитрия Пашова), единственной целью аукционов была передача права на добычу валютоемкого ресурса крупным федеральным холдингам.
Тремя главными лозунгами, под которыми проходили аукционы, было повышение конкуренции на рынке и выведение на него новых компаний, наполнение российского внутреннего рынка доступной крабовой продукцией и повышение налоговой отдачи отрасли. Как минимум с двумя из трех задач, следует из отчета КСП, в Росрыболовстве не справились совсем, а с одной сдюжили с оговорками.
"Так, реализация лотов на проведенных в 2019‑2020 годах аукционах осуществлена взаимозависимым юридическим лицам, общая доля квоты которых на вылов (добычу) крабов составила 42,1-50%, сельди тихоокеанской — 39,3%. Победителями крабовых аукционов стали организации, у которых уже были доли квот на добычу (вылов) краба в промышленных целях. По данным Государственного рыбохозяйственного реестра и отраслевой системы мониторинга, в 2018‑2019 годах право на добычу (вылов) краба в целях промышленного лова и прибрежного рыболовства осуществляли 94 организации, в 2020 году общее количество организаций, осуществляющих добычу (вылов) краба в целях промышленного лова, прибрежного рыболовства и в инвестиционных целях, составило 105 единиц. Проведение крабовых аукционов не привело к появлению новых участников, а лишь взаимозависимые организации увеличили свои доли квот по добыче (вылову) различных видов краба по разным зонам вылова", — говорится в отчете.
Не получилось и наполнить доступным крабом внутренний рынок. По данным аудиторов, в стране остается всего около 2,5% от всего выловленного по российским квотам. Остальное отправляется за рубеж. Интересно, что тренд на это не сломал даже коронавирусный 2020-й год, когда многие азиатские страны, в первую очередь Китай, серьезно ограничивали импорт ВБР.
"Согласно информации системы регулярных наблюдений за водными биологическими ресурсами и рыболовством, сформированной за 2018 год — 9 месяцев 2020 года, вылов краба по всем видам рыболовства составил 273,5 тысячи тонн, что фактически соответствует объему экспорта краба Российской Федерации" — заключает Счетная палата.
Не все гладко и с наполнением бюджета. Несмотря на внушительные разовые поступления в 142 миллиарда рублей и взятые инвестиционные обязательства по строительству судов-краболовов на российских верфях, отдача от аукционов могла быть куда более значительной.
Так, по мнению Счетной палаты, начальная цена лотов была значительно занижена (до 60 раз по сравнению с рыночной стоимостью ресурса), а из-за недопуска многих участников особенных торгов не получилось — из 35 лотов с минимальным шагом были приобретены 24 лота взаимозависимыми организациями. По оценкам органа, начальная цена лотов была занижена минимум на 7,7 миллиарда рублей, кроме того, в рамках аукционов начальную цену почему-то определяли без оценки потенциального размера объема вылова (добычи) краба за период действия права (15 лет). Кроме того, к стоимости лотов был применен понижающий коэффициент, направленный на компенсацию части будущих затрат на будущее строительство краболовов. Создание на российских верфях 35 таких судов оценили в 57,4 миллиарда. А "скидка" по выставленным на аукцион лотам составила 362,4 миллиарда — то есть в 6 раз больше цены строительства и в 2,5 — поступлений в бюджет.