Нефтеотходы отравляют Сахалин все больше
За последние пять лет на севере Сахалина образовалось около миллиона тонн нефтяных отходов. О том, с какими грубейшими нарушениями они утилизируются, депутатам областной думы рассказал руководитель общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" Дмитрий Лисицын, приглашенный на заседание комитета по экологии и природопользованию.
Если говорить масштабно, проблема насчитывает более ста лет, речь идет о миллионах тонн нефтеотходов. В основном это буровой шлам и отработанные буровые растворы, чаще всего нефтесодержащие, а также огромное количество замазученного грунта, пропитанного нефтью, и нефть, собранная при ликвидации разливов. Все это по давней сахалинской традиции сваливается в огромные так называемые шламовые амбары, шламонакопители, то есть в открытые земляные ямы, а оттуда просачивается в водопроницаемые грунты, отравляя воду, почву, воздух.
В последние годы проблема стала расползаться далеко за пределы севера Сахалина, с тревогой отмечает Лисицын. К примеру, в Холмском районе есть предприятие, которое занимается обезвреживанием нефтеотходов, "пристраивая" их на какие-то земельные участки. Есть свежая скандальная история про намерение размещать отходы такого класса на дальневосточном гектаре вблизи
— Ну и в 2019-м году была история, когда компания "Экошельф" завезла на окраину Южно-Сахалинска, на улицу Воздушную, на базу своего дочернего предприятия примерно 4,5 тысячи кубометров отходов компании "Газпром-нефть", полученных при бурении на шельфе. После этого "Экошельф" эти отходы захоронил на окраине своей базы. Незаконно. Росприроднадзор возбуждал административное производство, — добавляет Дмитрий Лисицын.
Экологи предлагают решение — использовать для утилизации отходов технологию закачки их глубоко под землю в изолированные подземные горизонты. Эту технологию уже 20 лет используют на Сахалине компании "Сахалин Энерджи" и "Эксон Нефтегаз Лимитед". Это самая безопасная и самая эффективная технология, она применяется в десятках стран. Более того, добавляет Лисицын, те же самые компании, которые работают на Сахалине ("Роснефть", "Газпромнефть Сахалин"), практикуют этот метод на своих месторождениях в Западной Сибири.
Четыре года назад технология была включена в официальный государственный справочник наилучших доступных технологий, а с 1 января этого года на объектах нефтегазового сектора в обязательном порядке должны применяться в первую очередь именно наилучшие доступные технологии.
Казалось бы, все должно быть очевидно: если она одновременно и наилучшая, и доступная, почему же не применять ее повсеместно в Сахалинской области? Вопрос наивен, поскольку ответ очевиден. Нефтяникам проще сбросить отходы своим подрядчикам, заплатить деньги и забыть, а подрядчики часто элементарно недобросовестны и хотят только одного — максимального дохода. Они понижают цены на конкурсах так, что потом им невыгодно утилизировать нефтеотходы по правилам. Их штрафуют, но наказания несопоставимы с той прибылью, которую они получают от обращения с отходами. Они — это "
Нужно подумать о возможности законодательного регулирования обращения с нефтеотходами на Сахалине. Депутаты пообещали сделать это. Кроме законодательного подхода, "Экологическая вахта Сахалина" предлагает цифровой. Нужна электронная площадка, где собиралась бы вся информация о том, кто, где, как и что утилизирует буквально в данный момент.
Учитывая, что на сахалинском шельфе открыты и будут развиваться два новых крупных месторождения, отходов будет еще много.
Предложения "Эковахты" по решению проблемы нефтегазовых отходов docx, 30.47 КБ
Позже в редакцию обратился гендиректор ООО "Экошельф" Сергей Дегтярев. Он не согласен с представленной информацией о захоронении отходов, об их объеме и в принципе с тем, как написан материал.