В Арбитражный суд Сахалинской области поступил иск о банкротстве компании "Монерон" — крупного крабодобывающего предприятия, владельцем которого является депутат областной думы Дмитрий Пашов. Сейчас он находится под арестом в Хабаровске по делу об уклонении от уплаты таможенных платежей и контрабанде водных биоресурсов. Истец — компания Osprey Networks, крупный сингапурский оптовый рыбный трейдер, сумма требований к сахалинскому предприятию — 1,9 миллиарда рублей.
Обоснованием иска о банкротстве послужило неисполненное решение арбитражного суда Москвы, вынесенное в начале апреля 2021-го года. В нем Osprey Networks требовала с "Монерона" 26 миллионов долларов США — эти деньги компания получила в качестве аванса по двум контрактам на поставку живого краба-стригуна и камчатского краба в порты Японии, Китая и Южной Кореи. Они были заключены в августе 2020-го, но обязательства по доставке продукции на экспорт по ним не были исполнены в полном объеме. Кроме того, с предприятия в рамках процедуры банкротства планируют взыскать проценты за пользование чужими деньгами.
Как следует из материалов суда, всего "Монерон" получил от заказчика краба почти 32 миллиона долларов, но фактически поставил ВБР только на 5,7 миллиона. Последняя поставка состоялась в начале февраля 2021-го. Спустя приблизительно 3 недели руководитель компании оказался задержан, а в "Монерон" пришли с проверками контролирующие органы и силовики. Деятельность предприятия, тучи над которым сгущались с лета 2020-го, оказалась заморожена, поставить остальное в рамках контракта стало невозможно. Кроме того, следует из материалов московского арбитража, 11 января 2021 года из-за неуплаты налогов (все те же 2 миллиарда — эта сумма буквально преследует все, что связано с Дмитрием Пашовым, столько же, например, предлагали залог за его освобождение), после чего компания, даже если бы очень захотела, не смогла бы вернуть поступившие из-за рубежа авансы.
"Монерон" — одна из крупнейших крабовых компаний Дальнего Востока, ее связывают с так называемым "крабовым королем" Олегом Каном, который объявлен в розыск и скрывается в Корее. Федеральную известность это предприятие получило в августе-сентябре 2020-го, когда долю в бизнесе пыталась купить российская телеведущая и предпринимательница Ксения Собчак. Вообще же крабовый бизнес дальневосточников вошел в новостную повестку еще в 2019 году — тогда заговорили о перераспределении квот на ценный вид водных биологических ресурсов. На смену "историческому принципу", когда право на вылов год от года получала одна компания, пришли аукционы. На них были выставлены 50% всех выделенных квот.