Осужденным из сахалинской колонии нужна работа, а заказов нет
Из 830 осужденных, отбывающих срок на Сахалине, только 325 обеспечены трудом, остальным нечем заняться, потому что нет заказов. Сахалинские депутаты, чиновники и представители УФСИН поговорили о том, что делать с этой проблемой. Ее масштаб — не исключительно областной, а общероссийский. Но есть и исключения. Об одном из них рассказал уполномоченный по правам человека в Сахалинской области Анатолий Крутченко. Он побывал в красноярской колонии и впечатлен: хорошая производственная база, обеспеченность осужденных трудом, а главное — контракты, недостатка в которых там нет, в отличие от Сахалина.
Нехватку государственных и муниципальных контрактов УФСИН Сахалинской области ощущает сильно. Осужденные могут делать мебель, скамейки, малые архитектурные формы, различные изделия из дерева и металла, шить, выращивать овощи и цветы и т. п. Дать им возможность реализовывать свою продукцию — это значит не только обеспечить их трудотерапией, повысить шансы на исправление, оснастить ремесленными навыками на будущее, но и помочь пострадавшим от их противоправных действий быстрее получить деньги. Получая пусть небольшую, но зарплату за свою работу, осужденные могут погашать причиненный ущерб, выплачивать алименты или копить деньги.
Южно-сахалинская ИК-1 производит около 150 наименований продукции. Цены на 15‑20% ниже среднерыночных. Можно было бы экономить бюджетные деньги, покупая, к примеру, мебель для школ, детских садов, соцучреждений. Она ничуть не хуже магазинной, заявили депутаты, побывавшие в цехах колонии. Но здесь существует какое-то препятствие, в котором и попытались разобраться на рабочей встрече. Может, качество все-таки хуже, поэтому не берут? Или с УФСИНа "маржи нет", как выразился один депутат, потому что цена на продукцию изначально низкая? А может, просто многие не знают, что есть возможность приобрести именно здесь?
Представитель областного минобра сказала, что подведомственные учреждения мебелью оснащены. Если будет потребность, мебель производства колонии рассмотрят, но вообще, честно говоря, она не выдерживает требований к детской мебели. Нужно как-то изменить производство. Нет, у нас все по ГОСТу, ответили представители УФСИНа.
Позиция мэрии Южно-Сахалинска, которую на встрече представил один из чиновников, такова — интерес есть, будем думать. В частности, интересует привлечение осужденных к разбору старых домов и уборке свалок. Работа одного человека в день стоит 1,5 тысячи рублей. Кстати, осужденные уже делают скамейки и урны для парка имени Гагарина. В Красноярске, о котором говорил Крутченко, осужденных привлекают также к уборке улиц.
В этом году, рассказал представитель УФСИН, большая часть закупок проходит мимо, они сделаны под субъектов малого предпринимательства, это условие прописывается в аукционной документации и УФСИН не может участвовать в таких торгах.
По мнению замминистра экономического развития области Сергея Карпенко, есть две причины того, что колония не обеспечена заказами. Первая — многие все-таки еще не знают, что есть такой вариант. Вторая — нет хорошего, ярко иллюстрированного каталога с профессиональными фотографиями. Он должен быть в каждом муниципалитете.
Карпенко считает, что
Депутаты для популяризации продукции предложили УФСИНу добавить рекламы и провести ярмарку. Прозвучало — надо дать заключенным объемы работы, иначе получается, что они сидят на шее у государства.
Высказалась и уполномоченный по правам ребенка Любовь Устиновская. Во время поездок по районам она смотрела в детсадах мебель, детское белье. Шкафчики для одежды много где пора менять. Каталоги у руководства есть, цены тоже, но почему-то заказывать не торопятся. Можно было бы покупать у колонии и малые архитектурные формы для территорий детсадов.
— Минфин должен рекомендовать делать это, — сказала омбудсмен.
— Такие рекомендации уже были, — ответили ей.
Сейчас лишь около 30% освободившихся доходят до сахалинских центров занятости, да и то не сразу. 80% из них не имеют профессиональной квалификации. Не урегулирован порядок сопровождения освободившихся лиц. В общем, проблем хватает и помимо отсутствия заказов.
Один из депутатов в финале обсуждения привел пример того, как человек, освободившийся из колонии, может реабилитировать себя сам и стать полезным обществу. Это история про то, как неоднократно судимый сахалинец вышел на свободу, создал ИП, в гараже делал мебель, продавал ее, крутился в одиночку. Его попросили освободить этот гараж. Депутат нашел ему другое место, и он продолжил заниматься своим делом. Таким людям государство должно помогать, и тогда, видя их успешный путь, другие тоже захотят жить по-человечески. Конечно не все, но шансов будет больше. А для начала этим людям нужно привить привычку работать и зарабатывать честным трудом, для этого колонию нужно обеспечить заказами.
Депутаты хотят, чтобы была создана межведомственная рабочая группа, на которой все эти вопросы обсуждались бы регулярно и главное — от обсуждения был бы реальный результат.