В музее книги Чехова сделали "Шаг к искусству"
Теоретически в областном центре возможностей самовыразиться для творческой личности пруд пруди, фестивали проводятся на всякий вкус — про песни, пляски, вышивание крестиком или по Станиславскому. Но тем не менее на днях родилась еще одна площадка, претендующая на новаторство, чадо двух вполне самостоятельных родителей — областной филармонии и музея книги Чехова "Остров Сахалин".
Почему из всех пространств выбор пал на музей книги Чехова? Потому что он самый творческий, объяснил автор идеи, директор филармонии Илья Александров. Выяснив это опытным путем, на основе разных совместных проектов, глава филармонии пришел к директору музея Евгении Фирсовой. В музее идею с созданием экспериментальной площадки с удовольствием поддержали, ибо всегда за любой кипиш, кроме голодовки. Обосновывая рождение сверхновой, Илья Александров называл несколько причин:
— Прежде всего, "Шаг к искусству" — проект, призванный продвигать на сцену людей, которым есть что сказать/показать себя на сцене, но по каким-то причинам они этого еще не сделали (скромничают, не знают, к кому обратиться, страшно и др.). Другая сторона — профессиональная неудовлетворенность, когда застреваешь на одном уровне, отсюда поиск вещей, которых мы еще не знаем, стремление создать ситуацию "что, если бы?..", совместить несовместимое, сдвинуть времена и пространства…
Фундаментом проекта выбрана коллаборация профессионалов и любителей, всех и всяких искусств. Вот просто захотелось выбраться из жестко регламентированных рамок привычного академического существования и позволить себе "то, чего не может быть". На выходе получился продукт трудноопределимый жанрово, но у него своя прелесть. Вы приходите в зал и не знаете, что вам тут будут впаривать, на сцену выходят до зависти юные и неизвестные лица, которые предлагают нечто занятное, и у них все впереди.
Для дебюта была выбрана камерная гостиная, отсылающая память к какому-нибудь салону "Бродячая собака". Что важно, музей в данном случае не просто "стены", но декорации диктуют образы — зрительные, музыкальные, Чайковский и Чехов как стержневые точки действа (будь на их месте Хрущев с кукурузой или Белка со Стрелкой, тоже придумали бы искусство). Атмосфера собирается из видений и чувствований: модный показ от студенческой модельной студии "Превращение", письмо (в стиле хип-хоп) Чайковского о путешествии в Баку, классический балет, пластические импровизации (Марина Дыскина из объединения "Твой город"), музыка Чайковского в исполнении камерного ансамбля "Дивертисмент" под управлением Александра Лопатина, двойной портрет гениев музыки и словесности, который художница (и по совместительству музейный экспозиционер) Мария Овчаренко успела набросать на листе за сорок минут действа. Нет стены между публикой и сценой, со зрителем идет диалог, его призывают стать соучастником — сочинить экспромтом стихи из навскидку брошенных слов (Чехов, Чайковский, черный) или "а представьте-ка мне чайку!"…
Режиссерами "коллажа" выступили Ольга Новикова и Марина Медведенко. По словам Ольги Новиковой, одного из многолетних генераторов театрального фестиваля СахГУ "Декабрьские вечера", в проекте с большой охотой приняли участие студенты разных факультетов — будущие учителя начальных классов, специалисты в сфере туризма, сервиса на транспорте:
— В отличие от "Декабрьских вечеров" было необходимо абстрагироваться от четкой литературной основы, это нисколько не автобиографическая история. Заданная нами тема раскрывается полутонами, намеками, а в дальнейшем они сами будут предлагать темы. Нам было важно дать ребятам, которые хотели попробовать себя в новом деле, шанс. А профессионалы своим участием создали для их номеров изысканную "оправу".
Что из "филармузейной" заявки показалось вполне рациональным? Во-первых, посыл собрать в одном пространстве любые культурные продукты, созданные "здесь и сейчас", на нейтральной общедоступной территории, куда могут заглянуть зрители любого "профиля". Поскольку те же "Декабрьские вечера" при всей уникальности остаются по большому счету студенческим "удельным княжеством". Есть похвальное стремление сломать барьеры для заинтересованной публики.
Во-вторых, не сбрасываем со счетов просветительскую миссию ("в музеях молодежь не основная категория посетителей, и вот она пришла"). Положим, подходом "синтез искусств" сегодня никого не удивишь, как и тем, что все учреждения культуры играют по одним и тем же правилам с гостями, будь то музей, театр или библиотека. Можно посыпать голову пеплом по поводу "пропал дом", а можно искать свою дорогу, которая ведет в храм искусства. Ведь для того, чтобы влюбиться в музей, надо в него хотя бы зайти.
В-третьих и главных, взамен стенаний, что молодежь Чехова (условно) не читает, предлагается собственная современная интерпретация культурного достояния — как дети нашего времени это видят, чувствуют и понимают, словом, классика надо "присвоить". (В строку вспомнился перфоманс Чехов-центра
В-четвертых, каждый имеет шанс выйти из повседневного образа. Для четверокурсницы Южно-Сахалинского педколледжа Алины Румянцевой (специализация "Физкультура и спорт"), вышедшей на подиум в дефиле "шахматной" коллекции, участие в проекте "Шаг к искусству" — продвижение к мечте стать моделью. Студент Сахалинского колледжа искусств Егор Новик (специализация "Музыкальное звуковое мастерство"), автор неожиданной версии письма Чайковского, успешно решил поставленную задачу — сделать что-то необычное. Заместитель директора музея Анастасия Степаненко "запустила" тему вечера обращением к милым дедушкам (все-таки на двоих за 300 лет) Антону Павловичу и Петру Ильичу, перелицевав на новый лад рассказ "Ванька Жуков" ("проще пятьдесят докладов написать, чем на сцену выходить").
Итак, начало положено. В планах организаторов — периодические встречи на полюбившейся площадке. С какими трудностями не пришлось бы столкнуться при их реализации, однозначно, что найти желающих шагнуть к искусству проблем не будет.