Сахалинский "Горный воздух" спасет появление сервиса и классных событий
В Южно-Сахалинске обсудили результаты исследований по планам на развитие "Горного воздуха". Ранее горожанам дали возможность высказаться на семинарах, а также заполнить анкеты в режиме онлайн, чтобы представить свое мнение. Занималось вопросом проектное бюро ДАК из Владивостока.
Основные итоги подвел эксперт в области социального проектирования Святослав Мурунов. Он урбанист, но больше говорил не о благоустройстве и не о развитии территории, а о взаимодействии между населением и властью. Главный вывод: все планы по "Горному воздуху" должны обсуждаться с населением до их реализации. Причем обсуждаться они должны не формально для галочки, а для того, чтобы получить качественную обратную связь, услышать реальные проблемы ещё на этапе, пока их можно решить с наименьшими для всех затратами.
— Каждый раз меня вызывать в Южно-Сахалинск дорого и неэффективно. Лучше научиться самим быстро собирать обратную связь и делать из нее выводы. Причем не только жалобы, а: причина, проблема, предложение, ресурс, — сказал Святослав Мурунов.
Коммуникация между властью и жителями — это тема для отдельного обсуждения, и Мурунов может провести по ней семинар для сахалинских чиновников. Все озвученные истины просты и лежат на поверхности, но никто ими не пользуется.
Если же вернуться к благоустройству и развитию "Горного воздуха", то тут можно наметить несколько основных направлений. Сейчас комплекс по большей части существует как горнолыжный курорт. Его потенциал не раскрыт, летние сценарии его использования не проработаны. Его используют как спортивный объект, а для других категорий граждан виды активности не развиты.
Чиновники Сахалина измеряют прогресс количеством. Показатель хорошего курорта для них — длина трасс. А для людей главное мерило, как показали опросы, — качество. Мурунов считает, что на "Горном воздухе" нужно создавать компактную инфраструктуру, но многофункциональную. Поэтому, чтобы развивать летние направления, нужно не строить что-то новое, а поберечь природу и подумать о том, как расширить функционал того, что уже имеется на горе.
Один из вариантов использования горы — события. Причем качественные события. При хорошей организации на них можно зарабатывать хорошие деньги, пока же в Южно-Сахалинске мероприятия — это статья расходов, а не источник доходов. Помочь помогло бы создание продюсерского центра. Его открытие решило бы ещё одну проблему: из области переставали бы уезжать молодые и креативные — с появлением такого центра они бы и здесь смогли реализовать свой потенциал.
Ещё одна важная часть для жизни курорта — бизнес. Мурунов отметил, что институт личного бренда и репутации развит в регионе очень слабо. Для развития комплекса нужен не один отдельный предприниматель, а целая ассоциация. Это должен быть бизнес, нацеленный на качество, чтобы удовлетворить запросы населения, а не "захватчики" территории, которые считают, что достаточно установить самую дешевую палатку и начать продавать шаурму. Сахалин хочет видеть сервис. И создать его под силу только бизнесу, правительство тут не поможет.
— Потому что у неё [власти] нет элементов обратной связи, она копейкой не чувствует клиента. Она говорит: "Мы делаем все по регламенту, а регламенты меняем раз в два года". Клиент говорит: "Послушайте, у меня уже изменились [условия], дети выросли, что-то еще". В ответ: "А мы не можем, у нас такие правила, нам утвердили раз в год такой регламент, мы по нему работаем". А предприниматель: "Слушай, Свят, на два часа продлеваем работу, тут народ пошел". Ему все равно, какие регламенты, он понимает, что если идет запрос, надо его удовлетворять, — объяснил специалист.
Яркие события, вкусная еда, развлечения, экскурсии, пешеходные тропы, смотровые площадки, места отдыха — все это могло бы привлечь десятки миллионов рублей.
Одна из идей — экопарк на месте, где ранее хотели разместить "Горную ривьеру". Её озвучили ещё полтора года назад, но до сих пор никаких конкретных шагов на пути к её реализации сделано не было. Мурунов считает, что создавать нужно не один парк, а несколько. Это должны быть локальные пространства, возможно, моно-парки, посвященные какому-то одному растению. Нужно уходить от опыта парка имени Гагарина, где есть сразу все и создавать небольшие аутентичные созерцательные пространства.
Ещё одна идея — музей "Горного воздуха". За созданием комплекса стоит интересная история, но мало кто с ней знаком. Этот же музей мог бы стать неким общественно-культурным центром на территории комплекса.
Сейчас даже население считает, что "Горный воздух" развивают для туристов — об этом говорят результаты анкетирования. Также считает и власть: чиновники не устают упоминать об этом на различных мероприятиях. Но эта цель неверная, считает Мурунов. "Горный воздух" должен существовать для населения и не для отдельных его представителей, а для максимального числа граждан.
Все это даст возможность внедрять сервисно-креативную модель развития, сейчас же вовсю используется индустриальная: чем больше построили, тем лучше. В результате входная группа, например, пустует. Хотя её площади могли бы занимать магазины, кофейни, тот же музей — да что угодно. Это здание находится в городе, если бы людям предложили виды досуга, они бы пришли.
При этом "Горный воздух" должен быть вписан в городское пространство органично. Для этого нужно говорить о развитии территории не только самого комплекса, но и вокруг. Уже за километр должны начинаться, например, зеленые парковки, дополнительное озеленение. Проектировщикам придется рассмотреть вопрос чуть шире.
— Мало кто в России умеет интегрировать природу в город, обычно у нас очень резкие границы между природой и городом. Мы сейчас работаем с Кемерово, у них там ключевой их объект — это сосновый бор на берегу реки. Как выглядит подход к этому бору: юрта, асфальтовая парковка, помойка, железный забор за ним сразу начинается лес. Я говорю: "Ребята, это что?", они говорят: "Это входная группа в бор". Понятно, как бы, что город не знает как взаимодействовать с природой, поэтому он пытается по границам к этой природе подойти, а сделать плавный переход мало кто умеет, потому что плавность подразумевает сложность, — сказал Мурунов.
Главной ценностью комплекса горожане считают природу и виды, которые дарит "Горный воздух".
— Фактически горожанин любит природу, но каждый по своему пытается её эксплуатировать. Катается на квадроциклах, разжигает костры, мусор оставляет. Фактически мы понимаем, что не только администрация, не только организации на своем масштабе как-то эксплуатируют природу, но и обыкновенный горожанин тоже эксплуатирует природу в меру своей культуры. Это нуждается в настройке, — отметил Мурунов.
Эта настройка заключается в просвещении населения. Нужно, чтобы комплекс нес и воспитательные функции: учил любить природу, беречь её, правильно взаимодействовать с ней. Необходимо поменять технологию проектирования и строительства, нужно добавить учет антропогенной нагрузки и комплексный анализ техногенных последствий, разработать свои экологические стандарты. Они есть у многих мировых курортов.
Ценность комплекса в его ландшафте и менять его не нужно, все объекты нужно вписывать в существующую реальность, а не разрушать природу вокруг. Но при этом на фоне этого ландшафта используют простые и примитивные формы благоустройства, пластик — от этого горожане тоже устали. Красивому и сложному ландшафту требуется соответствующее стилистическое оформление.
Все эти предложения, а также дополнительные замечания от горожан, участников встречи, войдут в техническое задание, на основе которого будут составлять план развития комплекса — его представят населению в сентябре.