Углегорцы беспокоятся, что обводной канал, прорытый после оползня для реки Желтой, не помог
Река Желтая в Углегорском районе возвращается в прежнее русло. Напомним, в ночь на 10 июля большой участок реки накрыло
Администрация района уверяла, что случившееся не повлияет на водоснабжение жителей и на качество питьевой воды. Река Желтая впадает в Углегорку, откуда берется для обеспечения населения питьевой водой. Скоро Сах.ком покажет, в каких старых, еще японских помещениях очищают воду из реки перед тем, как она попадет по трубам в краны местных жителей. Об этом будет отдельный материал.
Сегодня в редакцию обратилась представительница инициативной группы Углегорского района. Она рассказала, что опустевшее русло Желтой ниже оползня снова стало заполняться водой. Еще вчера ее не было, а сегодня становится все больше. Вода очень грязная и мутная. Она течет прямиком в Углегорку. Значит, обводной канал, на который была вся надежда, по каким-то причинам не справляется со своей функцией и не отводит всю воду. Она протекает через массив сползшей в реку породы, насыщается грунтом, загрязняется и течет по прежнему пути.
— Вода заполняет устье реки этой жижей и успешно впадает в Углегорку. На берегу Желтой живет семья, где десять детей и огромное хозяйство. Они беспокоятся, да и не только они, — рассказывает соавтор ИА Сах.ком.
Корреспондент агентства созвонилась с этой семьей. Женщина по имени Наталья сообщила, что кроме них на берегу Желтой постоянно проживает еще одна семья, а также есть два дачных домика, куда приезжают жить на лето. Это территория села Краснополье. Всю жизнь через нее протекала река Желтая. 10 июля, после ЧП, участок ниже оползня обмелел.
— А сейчас наша река вернулась в свое прежнее русло, — говорит Наталья. — И она поднимается. Вчера я туда ходила и воды там вообще не было, но сегодня уже не рискну туда топать. Вода сначала была коричневатая, а потом стала цвета цемента. Уже разливается перед мостом, а за мостом вообще русло полное. Речка наполняется. Вчера мы с детьми камушки, мальков ходили смотреть, сегодня этого не видно. Я не рискнула заходить глубину проверять.
В семье Натальи десять детей: пятеро — ее дети и еще пятеро — внуки. Наталья с мужем, дочь и зять живут все вместе. У них большое хозяйство: свиньи, бараны, куры, собаки. Им предлагали перебраться на время в маневренный фонд, даже подгоняли автобус, но в итоге семья осталась на месте. Сейчас все беспокоятся, что будет дальше.
Руководитель "Экологической вахты Сахалина" Дмитрий Лисицын прокомментировал фото и видео.
— Есть обводной канал. Его сделали вокруг оползня и направили в старое русло. Для того, чтобы понять, что там происходит, нужно пойти вверх по течению и посмотреть — грязь течет по обводному каналу, что естественно и закономерно, или она вытекает из-под оползня. Если из-под оползня, то это уже, конечно, плохо. Это значит, что оползень размывается, разрушается водой и если будут дожди, он может в сель превратиться.
Даже если обводной канал будет полностью выполнять свою задачу, продолжает Дмитрий Лисицын, вода, попадающая из Желтой в Углегорку, все равно помутнеет, от этого никуда не деться.
— Это абсолютно неизбежный, закономерный результат пропуска воды по обводному каналу. Когда реке выкапывают новое русло, она очень долго ниже по течению от этого русла будет мутной, потому что она промывает все рыхлые нестабильные породы, твердые частицы, которые остаются в этой канаве, которую прокопали. И она будет долго ее промывать, и долго будет грязной. Это же очевидно. Смотрите, вот у вас есть естественное, природное русло, которое давным-давно промыто, оттуда все, что плохо лежало, скажем так, уже вымыто, снесено течением. Остались только донные отложения, которые стабильны, потому что они уплотнились. Но даже стабильное, естественное, природное русло при паводках тоже дает очень серьезную муть, и вода в паводке именно поэтому всегда мутная. Размывает даже природное русло, что уж говорить о том, которое только-только выкопали. Конечно, его долго еще будет промывать, пока оно не стабилизируется, — говорит эколог.