Сах.ком посмотрел, что происходит с пластиком, который вы сортируете
Сах.ком побывал на сортировочной линии корсаковского полигона ТБО, куда свозят весь мусор из сетчатых экоконтейнеров Южно-Сахалинска. Это пластик, стекло и жестяная тара. Стекло прямо на месте дробится в песок, который потом может добавляться в строительные смеси. Пока он хранится здесь же, в Корсакове, в ожидании своей участи. Предприниматель Владимир Помыткин, который заведует сортировочной станцией, надеется, что в правительстве Сахалинской области помогут найти рынок сбыта. А вот спрессованные пластик и жестянки в брикетах уже сейчас отправляются в Приморье. Здесь же прессуют картон от организаций и предприятий, он едет в Хабаровский край.
Сюда, на сортировку, поступает и обычный мусор из обычных контейнеров всего Корсаковского района. На конвейере из него вычленяются пластик, стекло и жестяные банки. Именно поэтому на фотографиях, сделанных сегодня, лента конвейера выглядит так грязно. Когда по ней движется "южно-сахалинский" мусор, все намного эстетичнее. Хотя и среди отходов, которые граждане стараются сортировать, часто попадается лишнее. Оно идет прямиком в "хвосты", то есть отсекается от массы, которая отправится на сортировку, и утилизируется на обычном полигоне. К "хвостам", рассказывает генеральный директор ООО "Новый город" Владимир Помыткин, относится многое, начиная от не того вида пластика, который нужен, заканчивая пластмассовыми детскими санками и непотребными вещами, о которых и писать-то неловко. Может, они попадают в сетчатые контейнеры случайно, а может их выбрасывают экодиссиденты.
— В мире за одну минуту выбрасывается миллион пластиковых бутылок, — говорит Владимир Помыткин. — Вы представляете, сколько пластика? А у нас есть некоторые, кто говорит — не буду бросать пластик отдельно, пока мне за это платить не будут. Это глупость. Таких людей просто не наказывали деньгами. В развитых странах за это наказывают. В Корее нет урн на улицах, потому что за то, чтобы выбросить мусор, надо платить. Я думаю, люди у нас созреют и придут к тому, чтобы сортировать мусор цивилизованно, тем более, им предлагают такую возможность.
В месяц предприятие Помыткина принимает около 15 тысяч кубов мусора, то есть где-то 9 тысяч тонн. Это и несортировка из Корсаковского района, и сортировка из Южно-Сахалинска. Из 100 килограммов содержимого сетчатых контейнеров около половины пока приходится отправлять в "хвосты". Хотелось бы, чтобы пластик был чище, чтобы было меньше производственных затрат. Рук на предприятии не хватает, по-хорошему на конвейер нужны еще 10‑15 человек.
Чтобы облегчить работу сортировщикам, заказали прокалыватель — прокалывать пластиковые бутылки с закрученной крышкой. Сминают их перед тем, как выбросить, далеко не все, а делать это нужно. Владимир Помыткин планирует купить и плавилку, чтобы плавить алюминиевые банки в брикеты и продавать как алюминий. Раньше оборудования на сортировочной линии было больше, оно сгорело во время пожара вместе с 200 тоннами картона и большим количеством пластика. Теперь здесь нет автомата, на котором мылся пластик, но это не самая большая проблема: пластик моют по месту получения, в Приморье. Все равно он идет не на вторичную переработку (то есть из него не родятся новые бутылки), а на производство других вещей, как составная часть.
И еще раз о том, что же все-таки нужно бросать в синие сетчатые контейнеры. Как рассказала Сах.кому начальник отдела организации и контроля перевозок управления по обращению с отходами Надежда Бондаренко, коробки из-под готовых обедов, пирожных, упаковка от йогурта и сметаны — все это станет "хвостами" и будет захоронено на обычном полигоне ТБО. Детские игрушки, ванночки, чайники — тоже. Рынка сбыта пока нет, так что принимают в переработку далеко не все, но это вопрос времени. Пока в сетчатые контейнеры стоит бросать пластиковые бутылки любых цветов и объемов (смятые или хотя бы с открученными крышками), бутыльки от шампуней и прочие подобные емкости, жестяную или алюминиевую тару, стекло. Пакеты бросать не нужно. Лучше всего обратить внимание на маркировку пластика. Она должна соответствовать той, что указана на сетчатом контейнере. Один раз разобравшись с этим, вы навсегда поймете, что можно бросать, а что нет. Осколки стекла тоже попадают на сортировку. Если у вас разбилась бутылка, можно сложить осколки в пакетик, на конвейере его откроют и отправят стекляшки куда следует.
Сейчас сетчатые контейнеры установлены на 408 контейнерных площадках Южно-Сахалинска. Их уже начали ставить на севере города: в Луговом, Ново-Александровске, Березняках… В следующем году контейнерами для раздельного сбора хотят оборудовать площадки в Долинском, Анивском, Корсаковском и Охинском районах.
Стоит добавить, что у Южно-Сахалинска должна появиться собственная