Строители жилья для переселенцев на Сахалине думают, как извернуться, чтобы выжить
О ценообразовании в сфере строительства поговорили накануне на областном инвестиционном совете. Тут, в общем-то, ничего нового — цены выросли и продолжают расти. Но особенно одного из постоянных участников инвестсовета, главу ассоциации "Сахалинстрой" Валерия Мозолевского беспокоит положение, в котором оказались строители жилья по программе переселения. Сах.ком пообщался с защитником застройщиков и подрядчиков и узнал подробности того, что он говорил на заседании.
Мозолевский считает, что Сахалинская область — едва ли не единственная ("может быть, еще несколько субъектов этим балуются"), где есть следующая ситуация. Вот имеется земельный участок, и администрация района заключает с застройщиком контракт на строительство жилого дома с условием, что в дальнейшем она купит в этом жилом доме квартиры под переселение. И это вроде как контракт на строительство, говорит Мозолевский, но если точнее, то не на строительство, а на покупку квартир. Муниципалитет дает аванс, то есть как бы участвует в строительстве, хоть это и не подрядный контракт. Ровно до этого момента все нормально, но, если дело происходит в России, есть риск выхватить форс-мажор.
— Получается, что два-три года назад, когда заключались эти договоры, квадратный метр жилья стоил около 87 тысяч рублей, — рассказывает глава "Сахалинстроя". — Надо сделать проект, потом построить — на это нужно как раз примерно два-три года. Вот этот несчастный случай, который произошел в конце 20-го и сейчас продолжается, по
В такой ситуации оказались застройщики, работающие в нескольких районах области.
"Сахалинстрой" советует — если ты застройщик, это твой земельный участок и твой жилой дом, значит, расторгай контракт с муниципалитетом, отдавай ему сумму аванса квартирами по той цене, которая была на этапе старта, пусть в эти квартиры заселяются переселенцы из ветхого и аварийного жилья, а остальные квартиры продавай на рынке, где квадратный метр сегодня стоит 110, 120, 130 тысяч рублей. Только таким образом, считает Мозолевский, компании могут удержаться на плаву, получив оборотные средства и начав строить на новых участках.
— Где-то два месяца назад губернатор согласился с таким предложением по Корсакову и даже пригласил мэра, они вроде договорились. Но мэр потом заявил застройщику, что он уже пообещал людям квартиры под переселение, тут такое дело, как же он теперь их подведет и все такое. Предложил помочь застройщику с инженерными сетями, с ТП и прочим. Ничем не помог. И сегодня застройщик под очень большим напрягом. Он не может по-человечески закончить эти дома и не знает, что делать, — говорит Мозолевский.
Он обращался ко всем с просьбой как-то помочь, но везде слышал — контракт подписан, значит, должен быть исполнен. На вчерашнем инвестсовете глава ассоциации рассказал обо всем губернатору, и тот заявил, что надо вникать в каждую ситуацию отдельно. Если есть законный выход, нужно использовать его для поддержания бизнеса. Законный выход в данном случае — расторгнуть контракт, отдать за аванс квартиры муниципалитету, остальные продать на рынке. Другого варианта нет.
— Для области нужны квадратные метры, нужны квартиры. Получит тот или другой эту квартиру, это уже пятый вопрос. 500 тысяч квадратных метров построить надо? Надо. Как они потом разделятся, это другое дело. Губернатор сказал входить в положение. Иначе бизнес просто умрет, а кто будет дальше строить? А если этот умрет, следующий пойдет на такой контракт? Оставлять застройщиков без помощи — это обрекать на смерть, — говорит Мозолевский.
Видно, что он обнадежен реакцией первого лица области. Теперь главное, чтобы слова перешли в действия и компании, которые не виноваты в том, что цены скакнули так сильно, получили шанс остаться на рынке. Область не может не осознавать, что они еще пригодятся, ведь темпы строительства наращиваются. Строители надеются на понимание. Строить так,