На проект реконструкции сахалинского краеведческого музея нужно 23 млн
Областной краеведческий музей нуждается в реставрации. Уже известна сумма, которая требуется на создание проектно-сметной документации. По последним подсчетам (предпоследние показывали около 18 млн, с тех пор все подорожало) на это понадобится примерно 23 млн рублей. Сумму назвал директор музея Юрий Алин во время рабочего визита депутатов областной думы.
Алин рассказал о нынешнем состоянии музея. Снаружи здание величественное и красивое, но у него уже много "возрастных изменений". Техническое обследование, по словам директора, показало, что для своих лет музей имеет еще достаточно неплохой конструктив. Он построен в 1937 году и уникален, второго такого в России нет. Важно поддерживать и сохранять здание, изображение которого неизменно встречается во всех каталогах, буклетах, на всех открытках. Это часть айдентики региона, но на деле на заботу о музее, равно как и на восстановление других объектов культурного наследия на Сахалине, в областном бюджете нет денег.
Комплексной реставрации здания никогда не было, если что-то и делали, то локально. Хроническая болезнь — протекающая крыша. Лет 15 назад, вспоминает Юрий Алин, частично меняли черепицу. Она настолько редкая, что в России не смогли найти завода, который производит такую же. В свое время ее заказывали в Японии. Пришлось искать подрядчика, который, вероятнее всего, и занимался строительством здания музея. По словам Алина, компания существует до сих пор.
Но протечки все равно остались. Чтобы их не было, крышу нужно полностью разбирать. Она сложная, состоит из отдельных сегментов, внутри все взаимосвязано. Откуда именно берется вода, непонятно. Около пяти лет назад, говорит директор музея, начало течь в восточном крыле. По согласованию с областной государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия провели аварийно-восстановительные работы, экстренно заделали дыры. Но протечки успели нанести серьезный урон зданию, который тоже требует реставрационного вмешательства. Временные поддерживающие меры, как видно, помогают плохо.
Насколько полномасштабной будет реконструкция, предстоит решить специалистам, которые обследуют здание и составят проектно-сметную документацию. Очевидно, что этим займется одна из двух
Еще до того, как музей признали региональным объектом культурного значения, в нем кое-что переделывали. В советское время где-то закрашивали бетон, где-то замазывали стены известкой. Теперь все нужно вернуть к исходнику, за исключением того, что отопление и вода в здании останутся.
Пока непонятно, что делать с облицовкой цокольной части снаружи. Раньше она была из натурального камня, редкого, как и черепица. В России такой не найдешь, говорит Юрий Алин, в свое время его везли то ли из Маньчжурии, то ли откуда-то еще. Потом камень заменили.
— Многие материалы завозились из-за рубежа, — рассказывает директор музея. — Надо будет искать соответствующие материалы. Если мы хотим цоколь восстановить в первоначальном виде, это проблема. Нужен целый комплекс работ, в том числе работа в архивах, поиск информации о первоначальном архитектурном облике здания. Нужно привлекать экспертов. Начиная со всего этого и заканчивая методикой реставрации, разработкой проектно-сметной документации.
На разработку ПСД уйдет два-три года, уточняет руководитель областной государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Андрей Гринев. И еще до пяти лет — на саму реставрацию. Уже есть предписание от контрольно-надзорного органа о том, что нужно проводить восстановительные работы, сохранять объект. То, что на это нет денег, прокуратуру не волнует, она не принимает такой довод, как и в случае
Учитывая, что лишних денег в областном бюджете все-таки нет, госинспекция разрешила перенести сроки проектирования и реконструкции краеведческого музея.
— Мы единственный раз имеем право и воспользовались им — продлили перечень работ в прошлом году, — говорит Андрей Гринев. — Мы выдали собственнику музея предписание о неукоснительном соблюдении переноса сроков. И прямо буду говорить — если они не уложатся в новые сроки, руководитель и юридическое лицо будут привлечены инспекцией к административной ответственности и материалы будут переданы в суд. Либо мы передадим материалы о нарушении закона в прокуратуру Южно-Сахалинска, и уже она выйдет с иском в суд, чтобы привлечь к ответственности.
Сроки на данный момент такие: до 2024 года отодвинута разработка проекта, реконструкция должна состояться до 2028 года.
Юрий Алин объясняет, в связи с чем такие сложности. Просто так отремонтировать объект культурного наследия нельзя, все очень сильно регламентировано. То же самое касается отдельных объектов на территории музея. Здесь даже фонтан — это объект культурного наследия, который просто так не отремонтируешь. Впрочем, его
Депутаты спросили, можно ли получить федеральные деньги на восстановление музея. Ответ — только через гранты, да и то если заявитель — НКО. Руководство музея или МИЗО, в чьем управлении он находится, не могут это сделать. Да если бы и могли, суммы там совсем не того порядка.
Еще в 2018 году Сах.ком писал, что краеведческий музей переживает
Внутрь депутатов облдумы не пригласили, однако люди, работавшие в музее, рассказывают, что там много мест, где все уже очень плохо.
По итогам поездок в разные районы области и осмотра объектов культурного наследия депутаты проведут заседание. Они обещают не просто поставить перед областным правительством вопрос сохранения таких объектов, но поставить жестко, как заявил Александр Болотников. Предстоит выбрать объекты, которые в первую очередь нуждаются в помощи. Угроза потерять некоторые памятники культурного наследия уже