14 августа 2022 Воскресенье, 19:48 SAKH
16+

"Углегорским новостям" перекрывают финансовый кислород

Политика, Бизнес, Углегорск

Медиахолдинг "Углегорские новости" долго был одним из самых известных муниципальных СМИ на Сахалине. Районное издание, которое начиналось с газеты, а затем обросло сайтом и даже телеканалом, публиковало многое и разное. Из-за этого его часто цитировали областные и даже федеральные СМИ. Но настоящую известность оно получило летом 2021 года: газета готовилась опубликовать расследование, посвященное экологическим проблемам района, вызванным освоением угольных запасов. Но вместо свежего тиража в редакцию прибыли полиция и представители местной администрации, объявившие о смене руководства холдинга по решению учредителя.

Тогда о сахалинской районке, вдруг ставшей неугодной своим создателям, написали крупнейшие российские СМИ, а в защиту редакции выступили в Союзе журналистов. К истории вскоре подключились Следственный комитет и прокуратура, отставку главного редактора Зинаиды Макаровой отыграли назад. А 22 июля в отставку подал мэр Углегорского района и, по неофициальным данным (следствие по делу о воспрепятствовании законной деятельности журналистов еще ведется), один из основных инициаторов давления на журналистов Сергей Дорощук. Об уходе руководителя местной администрации в ходе визита заявил губернатор Валерий Лимаренко, а одной из причин отставки чиновника довольно красноречиво обозначили проблемы в общении с прессой.

Казалось, издание, пишущее о районных проблемах, благополучно вышло из зоны риска и может дальше работать, рассказывая о важном для углегорцев и шахтерцев. Но спокойствие длилось недолго.

Угроза молчания вновь нависла над "Углегорскими новостями" в конце 2021 года. Тогда на администрацию района — учредителя медиахолдинга — обрушились проверки регионального УФАС. Антимонопольщики действовали по запросам сахалинского издания "Горбуша.инфо". Его главный редактор — Кирилл Кобяков, известный на Сахалине общественник и борец с излишним вмешательством государства в бизнес-процессы и председатель совета УФАС, а с 29 декабря прошлого года — единственный учредитель "Комсомольской правды — Сахалин".

Кстати, и "Углегорским новостям" он человек не чужой — после отстранения главного редактора летом именно Кобяков ненадолго возглавил газету. Потом из нее чуть не уволились все журналисты.

"Комсомольская правда" — в виде радио и сайта — появилась на Сахалине в прошлом году и пытается активно, а иногда даже агрессивно занять серьезную нишу на информационном рынке острова. "Комсомолка" практически не скрывает своей связи с известным сахалинским предпринимателем Олегом Мисеврой, руководителем "Восточной горнорудной компании" — промышленного гиганта, который работает на Солнцевском угольном разрезе и в порту Шахтерска. Оба объекта расположены в Углегорском районе и порой довольно серьезно сказываются на экологии этой части острова.

Суть обращений к антимонопольной службе — неправомерность прямой передачи денег из бюджета района "Углегорским новостям". Такая практика распространена в регионе — практически у каждой администрации есть собственное СМИ, получающее средства в рамках "муниципального задания". Фактически это субсидии и дотации на работу — выплату зарплат. В обмен на них издания транслируют в мир позицию местных властей и публикуют нормативные акты. Без такого опубликования ни одно постановление или распоряжение мэрии не может считаться действующим. Так вот, по мнению УФАСа, делать этого не следовало.

"Опубликование муниципальных правовых актов для органа местного самоуправления является муниципальной нуждой, следовательно на указанные отношения, как на отношения, направленные на обеспечение муниципальных нужд, распространяется действие федерального закона №ФЗ-44 ("О контрактной системе закупок")", — гласит одно из писем сахалинского УФАС в мэрию района. В нем администрации было предписано как можно скорее прекратить прямые выплаты и перевести их на конкурсные рельсы.

В "Углегорских новостях" ИА Сах.ком рассказали, что пока конкурс не объявлен. При этом, чтобы не парализовать работу мэрии и собрания, газете все-таки сохранили финансирование — денег обещают приблизительно на полгода, пока их довели на январь. На что будет существовать издание после этого, непонятно. Интересно, что поддержку местным изданиям оказывает еще и правительство области — в свое время Александр Хорошавин за это получил негатива примерно на 680 миллионов рублей. Но от такой поддержки местных изданий в ПСО не отказались. И в январе 2022-го были объявлены конкурсы на предоставление субсидий районкам.

По какому-то странному стечению обстоятельств они объявлены для 15 сахалинских муниципалитетов. Надо ли говорить, что Углегорского района в этом списке получателей господдержки на конкурных основаниях нет? На деньги от области, признаются в "Углегорских новостях", конечно, не выжить (в январском "раунде" конкурсов каждому району выделяют всего около миллиона), но заплатить по счетам за тепло, свет, охрану они помогают неплохо.

Углегорским журналистам, впрочем, рассчитывать на это не приходится.

Еще один штрих к картине покерной партии, во время которой за столом собрались правительство области, "Комсомольская правда" и "Восточная горнорудная компания": "Углегорским новостям" втихую уже готовят замену. В декабре 2021 года в реестре СМИ, который ведет Роскомнадзор, добавилось еще одно издание — газета "Уголь зрения". Она издается не первый месяц, но до сих пор на звание СМИ не претендовала — ограничивалась скромным тиражом в 999 экземпляров и небольшим объемом в четыре полосы и статусом корпоративного СМИ "Восточной горнорудной компании". В декабре тираж газеты резко вырос до 2000 штук, а число полос увеличилось в четыре раза. Учредителем "Угля зрения" в статусе СМИ стала "Комсомольская правда — Сахалин".

Как сейчас видится ситуация вокруг "Углегорских новостей"? Она напоминает пазл. После неудавшейся летней попытки прикрыть газету ее противники решили пойти более изящным путем. Если ситуация вокруг районки не изменится, уже летом она будет закрыта. На смену ставшей вдруг независимой муниципальной газете, скорее всего, придет "Уголь зрения" — на конкурсе она может позволить себе опустить цену максимально низко. Зарабатывать этому изданию не нужно, а вот рассказывать удобные для учредителей новости — вполне. Объяснять смысл слово "корпоративный" в данном случае, думается, излишне.

Новости по теме:
 Показать все
Подписаться на новости