Обсуждение законотворчества сахалинцев вызвало неразбериху у депутатов
Вносить напрямую законопроекты в областную думу все еще не представляется возможным. Когда ситуация изменится — неизвестно, но уже на протяжении трех лет один из общественников борется за такую инициативу. В последний раз встреча рабочей группы 12 января
Вопрос вызвал множество споров и воспоминаний, что же было в последний раз. Председатель рабочей группы отметил, что до 18 января находился в отпуске, а собрание касается поправок в уже отозванный законопроект.
— Повестка рабочей группы какова? — задал вопрос председатель рабочей группы Сергей Бондарев.
Депутат Ирина Никитина не могла понять, где же все-таки она находится, на Луне или на Земле. Законопроект разработан, но отозвали его или нет, разобраться было сложно. Часть присутствующих утверждала, что он снят с рассмотрения, вторая часть удивлялась таким новостям. При этом Никитиной вспомнили, что она голосовала против.
В шумном обсуждении призывали к спокойствию и работе должным образом, найти истину было довольно сложно. Никитина продолжала напоминать, чем закончились прошлые встречи и к чему они привели.
Председатель напомнил, что решено было отозвать законопроект о внесении изменений в устав Сахалинской области и рекомендовать рабочей группе доработать механизм реализации права законодательной инициативы Сахалинской областной думе гражданами, проживающими в Сахалинской области.
— От тебя лично хоть одна поправка здесь есть? — разразился на весь кабинет Бондарев. — Единственную поправку в отозванный законопроект прислал Павел Абакумов (общественник — примечание редакции).
— Вы сейчас хотите это закрыть, или что? — обозначила Никитина.
— Как вы поняли, надо чаще собираться, чтобы помнить, — подытожил общественник. — В последний раз ПСО хотело внести свои поправки, мы ждали месяц, два, три, но так ничего и не получили, хотя любезно предоставили это время.
Основной задачей рабочей группы была разработка документов, которые могли бы предоставить жителям право внесения законопроектов на рассмотрение в думу. Несмотря на то, что было отклонение, предложено было вернуться и продолжить работу.
— Хорошо хоть разобрались, ху из ху, но законопроект отозван, — пояснил депутат Александр Болотников. — Получается, поправки прислали в отозванный законопроект, но когда это сделали, я не знаю.
Разобраться, когда и кто это сделал, рабочая группа была не в состоянии. Едва ли кто-то мог взять полное слово, чтобы его не перебили и чтобы ему дали высказаться. Разработка механизма была в работе, поправки поступили, но механизм они, по мнению общественника, не предусматривают. Далее было предложено продолжить работу.
— Но у нас нет предмета, зачем нам собираться, законопроекта нет, — сказал Бондарев. — Я как председатель считаю, что такое право у граждан должно быть. В других регионах оно есть, правда, им никто еще не воспользовался.
Определиться, разваливается ли рабочая группа или нет, тоже было сложно. Обсуждать поправки было ни к чему, и члены рабочей группы то и дело не могли найти точки соприкосновения между друг другом.
— Я не хочу распускаться, я и так уже распущен, — высказался Болотников.
Ирина Никитина махала бумагами над столом и продолжала напоминать ход событий, указывая поочередно на документы. Решения рабочей группы она обещала поднять по звукозаписям и показать, кто и что решил. Найти в череде событий момент, когда все-таки исчез предмет обсуждения, ей не удалось.
— Я сейчас вижу прямое закрытие, у вас и по оленям до сих пор существует группа, чего вы ее не закрываете, — не успокаивалась депутат.
Бондарев придирался к словам, обрывал разговор и возмущенно возвращался к отозванному законопроекту.
— Давайте так, заново проявим инициативу по законопроекту и начнем двигаться в обратном направлении, — предложил Бондарев.
— Фракция сказала, жителям надо предоставить такое право, давайте будем вносить поправку в устав, подготовим соответствующие документы, запустим ее, как положено, через комитет, — продолжил общественник.
— Рабочая группа может обсуждать отозванный законопроект, не вижу здесь вообще никакой проблемы, — спорила Никитина. — Давайте будем обсуждать.
Коллеги не поддержали, предлагая вспомнить, что было еще три года назад. Давать право без механизма реализации нельзя, не дана оценка институтам, через которые будет осуществляться реализация прав. В обсуждении вспомнили, что граждане участвуют в поправках, например, в Конституцию, или с QR-кодами. Предлагать не расширять круг, а усовершенствовать уже имеющиеся механизмы решили юристы, пришедшие на заседание.
— То, о чем вы говорите, — мы эту станцию уже давно проехали, — пояснил общественник. — Встречались с депутатами, обсуждали без вашего участия, есть решение фракции, это не моя личная хотелка. Ваша концепция уже отвергается сразу, потому что здесь все решили уже. Пускай эта долгосрочная инвестиция пылится, но потом мы ей воспользуемся.
В зале явно кончалось терпение и интерес к обсуждениям, в воздухе зависло ощущение несправедливости, звучало "стопэ", шли поиски правил заседания, доказывание друг другу, кто "перебил", а кто задал "уточняющий вопрос". Терялось и уважение друг к другу, появилось даже некоторое язвление в тоне речи, не говоря о повышенных тонах, не снижающихся с самого начала. Не было только понимания происходящего, суть терялась в словах.
Одни предложили внести законодательную инициативу, а потом только возвращаться к собраниям рабочей группы, довести все до логического завершения. Другие считали, что предмет остался, никуда не делся и нужно продолжить обсуждать тему, которую отозвали по процессуальным моментам, но так и не довели до конца.
— Считаю, все-таки надо сначала внести законодательную инициативу, тогда можно двигаться. На самом деле, механизма нет, поговорить можно хоть о чем, предмета нет, — вел к концу заседание Бондарев.
— Предлагаю снять председателя Бондарева и назначить меня, буду очень активно работать по делу, — добавила Никитина. — Я и хотела быть председателем.
— Человек, который проголосовал на пленарном заседании против законодательной инициативы, не имеет права возглавлять, — помог разобраться Болотников. — Не расформировываем рабочую группу, соберемся после внесения предложений.
— Переворот не получился, — обозначил Бондарев результаты голосования по предложению Никитиной.
За предложение вернуться к заседанию рабочей группы после внесения депутатами законодательных инициатив в устав области и новой законодательной инициативы в части предоставления законодательной инициативы гражданам проголосовать не получилось.
Замечание о том, что заседание не закрылось голосованием, было сопровождено фразой: "Сидите тут и с Никитиной обсуждайте, закрыто заседание".